Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представлении детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- воспитывать положительное отношение к режимным моментам.
Фольклор способствует развитию речи детей.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры, сказки. Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе.
Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, поэтому при развитии речи младших дошкольников я активно использую возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эффективного воображения и речи.
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.
Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок.
Загадка.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Перед тем как загадать детям загадку, я перед ними выставляю игрушку или показываю картинку с нужным предметом, благодаря этому дети быстро называют отгадку.
Используя загадки в работе с детьми, я тем самым способствую развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).
* * *
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьет, песенки поет.
(Кошка)
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, у детей формируется умение пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Заклички, колыбельные песни.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, я обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные песни, скороговорки.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего дошкольного возраста.
Благодаря колыбельным песням я провожу работу по формированию фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют детям младшего дошкольного возраста запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. «Спи, котёнок, засыпай», «Зайка серенький уснул», «Птички-невелички песенку поют, маленькую детку спать с собой зовут».
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Дождик, дождик, хватит лить,
Малых деточек мочить.
Потешки, пестушки.
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мого Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Выбирая потешки, необходимо обращать внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.
Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Чтобы восприятие потешек и пестушек было интересным и простым, я использую в своей работе игрушки и пальчиковые игры. Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Танечки заживи.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Игры.
Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Наверное, поэтому дети их так любят.
«Хлоп, хлоп топ, топ, убегай не зевай», «Я — хитрая лисица»,
«Коза рогатая».
Около завалинки.
Быстро скачет зайка –
Ты его поймай-ка.
Русские народные сказки.
Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи детей.
На занятияхи в свободное время, работая над речью детей, большое
внимание уделяю русским народным сказкам. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, сопровождая одновременным показом на доске, тем самым воспитываю очень важное умение слушать и понимать монологическую речь Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как волчок серый бочок, лягушка-квакушка, коза-дереза и другие.
Повторяя песенки героев народных сказок, их имена, я тем самым
закрепляю эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание. Вопросы во время беседы использую разнообразные. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какой волк в сказке «Волк и семеро козлят» по характеру? - хитрый, злой - говорят дети.
Знакомя детей со сказками я провожу словарную работу, используя иллюстрации к сказкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.
Одним их интереснейших занятий для детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Использование фольклорных форм в режимных моментах
В режимных моментах oгромная роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием выполняют ритмические движения с погремушками во время проведения утренней гимнастики: « Ну-ка, киска, киска брысь», водные процедуры «Водичка-водичка», «Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды», обедают «Умница, Катенька», «Оладушки», собираются на прогулку «Чей же это сапожок», «Деточка одевается, на улицу собирается», готовятся ко сну «Спать пора, уснул бычок», «Дед Мамай нашу детку не пугай», выполнение зарядки после сна «Кто проснулся, потянулся..?, «Маленькие ножки идут по дорожке», музыкальное прослушивание малых фольклорных форм.
5. Вывод.
Благодаря малым фольклорным формам у детей происходит и выработка дикции. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью я обучаю детей четкому и звонкому произношению, умению выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Я считают, что потешки, колыбельные песни, загадки и сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитательном процессе.
. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
При этом у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление.
Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Следовательно, систематическая организация работы способствует:
-пониманию речи ребёнком;
-свободному использованию простых предложений в разговоре;
-активизации ребёнка в речевом общении с воспитателем и детьми;
-инициативности в речевых контактах.
Работа по данному направлению еще не завершена. Я буду и дальше продолжать развивать речь детей через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом.