Использование ментальных карт на уроках математики.
Тюменева Т.В. МБОУ СОШ №5 г.Борисоглебск.
Системно-деятельностный подход провозглашен в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса.. Этот подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности.
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю». ( Конфуций )
Это основная мысль, к которой я пытаюсь привести процесс развития личности обучающегося. Теперь наши ученики получают возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, компетентности и умение учиться.
Обучение в традиционном понимании-это процесс передачи знаний, умений, навыков, социального опыта от старших поколений-подрастающему.
Обучение в рамках компетентностного подхода- это процесс приобретения опыта применения усвоенных знаний, умений и навыков в разных видах деятельности.
Информационная функция обучения перестает быть главной. Определяющей становится функция развития личности школьника средствами математики, подготовка его к пониманию различных ситуаций, нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы.
Из всего вышесказанного возникает вопрос, что же важнее развивать у учащихся для повышения качества обучения математики, в том числе и для повышения качества подготовки к итоговой аттестации. Я предлагаю развивать критическое мышление. Что это? Какие формы, приемы становятся наиболее актуальными на различных этапах урока? Что научит детей критически оценивать, осмысливать и применять информацию? Для начала ответим на вопрос: что такое критическое мышление?
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.
Процесс запоминания информации не является критическим мышлением. Запоминание важная мыслительная операция, без которой не возможен учебный процесс. Понимание - это тоже важная мыслительная операция, но оно позволяет ученику только переводить чужие мысли и идеи на доступный для себя язык и уровень, таким образом, его собственное мышление остается пассивным. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи оцениваются, подвергаются сомнению или ищут своего подтверждения, развиваются и применяются. Развивать мышление- значит развивать умение думать.
Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так же опытов, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач, показ объекта с разных сторон; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.
Подготовка к уроку - это творческий процесс, а в любом творческом деле важна идея. Все началось с публикации книги американского учёного и бизнесмена Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект –карт (ментальных карт) и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Таким инструментом являются интеллект карты.
Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Супермышление». В ней Бьюзен популярно описал метод ментальных карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.


Структура интеллект- карты:
Интеллект-карта имеет четыре базовые черты:
объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе;
основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и т. д.;
ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
Качество и эффективность дивергентных карт можно улучшить с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальность и эффективность дивергентной карты.
Рассмотрим законы интеллект -карт и рекомендации по их составлению.
Правила построения интеллект -карт.
Начинать с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект -карты. Необходимо начинать с главной мысли, тогда появятся новые идеи, чем ее дополнить.
Читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект -карт. Если задавать другую последовательность, необходимо обозначать очередность чтения порядковыми цифрами.
Использовать разные цвета. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время.
Экспериментировать всегда. В течение своей практики автор видел множество интеллект -карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.
Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект- карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.
Раскрашивать. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение.
Использовать ключевые слова. Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда мы читаем лишь ключевые слова, у нас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Связывать мысли. Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
Таким образом, законы интеллект- карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.
Развитие мышления учащихся
Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логические мышление учащихся. При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся. Теперь рассмотрим вопрос, а какая же польза ученику от такой работы?
Составление карты - творческий процесс на основе дивергентного мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы - зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает соответствующую когнитивную структуру (вербальную сеть, ментальное пространство), которая становится более разветвленной, мобильной и гибкой. Развитые когнитивные структуры позволяют при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить различные варианты решения, в том числе оригинальные, наиболее рациональные. Таким образом, составляя интеллект-карты, учащиеся развивают своё мышление.
Необходимо отметить еще один вариант использования интеллект-карты - дивергентная карта дается учащемуся в «полу готовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:
Проверка знаний учащихся по изученной теме.
Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.
В данном случае очевидно преимущество интеллект- карт перед обычным тестом, ведь отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.
Учитывая загруженность учителя (согласитесь, не всегда есть время создать качественную презентацию к уроку), я предпочитаю, когда карта составлена самими учащимися, и она будет представлять собой полноценный образовательный продукт. Технология создания ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной. Если использовать ее систематически, то она принесет свои плоды, но для этого нужно время. Результат вряд ли будет радовать, если использовать карту на уроке время от времени. Конечно не на каждом уроке, есть множество других технологий. Ведь технологию мы подбираем под тему урока, а главное цель и задачи урока.
Список литературы
Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.
Антипов И. Н. Методика факультативных занятий в 9—10 классах: Избранные вопросы математики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.—176 с.
Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт.- М.: «Альпина Паблишерз», 2010. – 312 с.
Блох А. Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987.— 416 с.
Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Перевод с англ. Е.А. Самсонов. – 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2006. – 304 с.
Дэвид Клустер Что такое критическое мышление? //Журнал «Перемена», № 4, 2001, М.: Издательство Центр гуманитарной литературы – с.36
https:/ru.wikipedia.org