СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования: «Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся». 

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»

МКОУ «Васильевская СОШ»









Методическая проблема школы: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий.





Тема самообразования: «Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»









Из опыта работа

учителя русского языка и литературы

Ширлиной Е.П.


2017 г.

План


Введение

Что такое «метод проектов»?

Актуальность использования метода проектов

Цель, задачи, ожидаемый результат

Программа саморазвития

Виды деятельности, составляющие мой процесс самообразования

Заключение

Из опыта работы

Приложение


Введение

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках русского языка и литературы, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Что такое метод проектов?


Проект (от лат. рrojectus, буквально - брошенный вперед) – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться им в жизни. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.



Учебный проект или исследование с точки зрения учащегося это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.


Актуальность

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.

Цель


Формировать творческую личность учащихся 5-11 классов, используя на уроках метод проектной деятельности


Задачи


1. Изучить литературу по данной теме, а также Интернет - ресурсы


2. Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития творческой личности учащихся для последующего их применения на уроках.


3. Применять метод проектов на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний.


4. Создать Интернет - страницу в помощь учителям и ученикам.


Ожидаемый результат

1. Выпуск методического пособия по использованию метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития творческой личности учащихся.

2. Интернет-страница в помощь учителям и ученикам вместе с комплексом разработанных материалов и полученными проектами детей.

Виды деятельности, составляющие мой процесс самообразования:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике, психологии, педагогических технологий.

Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету.

Ведение Блога учителя русского языка и литературы с обновлением различными материалами к урокам в помощь учителям.

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

Общение с коллегами в школе, районе и на различных форумах в Интернете.



Заключение

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интересна и близка. И, занимаясь данной темой, и мне очень интересно увидеть результаты.

Работая с проектами, учащиеся в результате изучения темы должны не только показать, что они её знают, но и применить эту тему в практической жизни . Каждый изученный раздел обобщается либо творческим заданием, либо мини-проектом, либо групповым проектом.

Можно разработать индивидуальный либо групповой проект по разделам русского языка и литературы.

И я уверена, что результаты работы учащихся окажутся очень интересными и полезными! Важно то, что при этом будет формироваться творческая личность каждого учащегося.

А это значит, что цель самообразования будет достигнута!


Из опыта работы

В своей работе применяю уроки - проекты. Это исследовательские работы в группах: «Изобразительные возможности предложений с однородными членами», «Тире в простом предложении»; уроки литературы «Тема природы в лирике поэтов XIX века», «Такая разная любовь» и др. Учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение свойств языковых явлений, особенностей творчества поэтов XIX века, умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую

Также предлагаю учащимся творческие мини - проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, буклеты, и др. Например, учащимися 7 класса были созданы буклеты о «Причастии» и «Деепричастии». Эти проекты предполагали активизацию учащихся, т. к. они должны были познакомиться с учебной литературой, справочниками, подобрать рисунки или нарисовать.

Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с грамматикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.

Для работы над долгосрочным исследовательским проектом требуется трудоёмкая работа. Например, для таких проектов, как «Серебряный век. Имена и судьбы», «А. Блок. От Прекрасной Дамы к Богоматери», «Маяковский: поэт или художник?» и др., требовалось проанализировать большое количество стихотворений, рассмотреть и проанализировать различные способы их изложения, подготовить сообщения на разные темы.

Работая в группах, в зависимости от уровня знаний и способностей, одни ученики подбирали теоретический материал, другие проводили обобщение, анализировали выбранные произведения, делали выводы о сильных и слабых сторонах личности поэта.

Приложение

Класс: 8

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литература

Руководитель: Ширлина Е.П.

Название проектной (исследовательской работы):

Брошюра «Памятники литературным героям»

Время работы: учебный год

Цель проекта (исследовательской работы): Создать и выпустить книгу, посвященную памятникам литературных героев.

Задачи проекта (исследовательской работы):

1. Найти и собрать материал по данной теме.

2. Систематизировать созданный материал

3. Создать брошюру «Памятники литературным героям»

4. Развивать навыки работы со справочной литературой.

Режим работы:

Вводный этап

Сбор информации по темам: «Памятники литературным героям русских писателей», «Памятники литературным героям зарубежных писателей», «Памятники сказочным героям».

Поисково – исполнительный этап

- систематизировать собранный материал;

- создать дизайн книги.

Обобщающий этап

-составить презентацию для защиты проекта.

Заключительный этап

- защитить проект на школьном конкурсе

- выступить на классных часах и уроках литературы

Материально техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

Список обучающихся, выбравших этот проект (исследовательскую работу)

Учебный год

ФИО обучающегося

Роспись







Класс: 10

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литература

Руководитель: Ширлина Е.П.

Название проектной (исследовательской работы):

Литературный Петербург

Время работы: учебный год

Цель проекта (исследовательской работы): показать образ Петербурга в произведениях русских классиков как равноправное действующее лицо

Задачи проекта (исследовательской работы):

- Отобрать произведения русских классиков XVIII, XIX, XX веков, в которых присутствует описание Санкт-Петербурга.

- Узнать как описывали писатели и поэты Петербург на протяжении трех столетий.

- Провести исследования и сделать анализ полученной информации.

- На основании полученных результатов исследования создать исследовательский проект. Результаты отобразить в презентации.

Режим работы:

1 этап – выбор темы

2 этап – защита темы

3 этап – сбор материала

4 этап – защита выбранных источников и формы презентации проекта

5 этап – оформление материала, консультации педагога

7 этап – защита и сдача проекта

Материально техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

Список обучающихся, выбравших этот проект (исследовательскую работу)

Учебный год

ФИО обучающегося

Роспись
































Класс: 10

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: русский язык

Руководитель: Ширлина Е.П.

Название проектной (исследовательской работы):

За чистоту русского языка!

Время работы: учебный год

Цель проекта (исследовательской работы):

Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде.

Задачи проекта (исследовательской работы):

- привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

- воспитать уважительное отношение к окружающим;

- выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

- изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь;

- повысить уровень культуры общения в молодежной среде.

Режим работы:

Этап 1: составление плана работы над проектом, сбор и обработка информации по теме исследования

Этап 2: Оформление результатов работы 

Этап 3: защита проекта, подведение итогов 

Материально техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

Список обучающихся, выбравших этот проект (исследовательскую работу)

Учебный год

ФИО обучающегося

Роспись









Класс: 8

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: русский язык

Руководитель: Ширлина Е.П.

Название проектной (исследовательской работы):

В мире фразеологизмов

Время работы: учебный год

Цель проекта (исследовательской работы):

сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении,  употреблении и  влиянии на речевую культуру говорящего.

Задачи проекта (исследовательской работы):

  • Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности.

  • Приобщение к культуре исследования.

  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

Режим работы: (варианты работы)

I

1. Составьте вопросы для опросника и выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами и понимают их значения

2. Проведите социологический опрос.

3. Проанализируйте полученные данные.

4. Подведите итоги.

5. Оформите результаты и сделайте отчет в виде буклета.

II

1. Используя словари, подобрать фразеологизмы

2.Проанализировать фразеологизмы и выявить, могут ли быть фразеологизмы многозначными

3.Подобрать к фразеологизмам синонимы, антонимы

4.Сделать выводы

5.Оформите работу в виде презентации

III

1.Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».

2.Выявите, какими путями образовались в русском языке фразеологизмы.

3.Оформите результаты в виде опорного конспекта



Материально техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.

Список обучающихся, выбравших этот проект (исследовательскую работу)

Учебный год

ФИО обучающегося

Роспись