СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов в обучении математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрываются некоторые аспекты использования метода проектов в процессе преподавания математики в общеобразовательной организации. Современный образовательный процесс ориентирован на внедрение новых эффективных образовательных технологий, одной их которых и является проектная деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов в обучении математике»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Тарасова Валентина Владимировна,

учитель математики МБОУ «Лицей №159»

Советского района г.Казани


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это требует ориентации на внедрение новых образовательных технологий, пронизывающих весь воспитательно-образовательный процесс, направленных на развитие творческого потенциала учащихся[1,2].. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Одной из таких технологий является проектный метод. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом и при обучении математике. На уроках математики, во внеклассной работе активно используется деятельностный подход, одним из видов которого является проектная деятельность. [3]. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в современном стремительно изменяющемся обществе.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется учеником только та деятельность, которая выбрана им свободно. Девиз этой деятельности: «все из жизни, все для жизни». Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов исследования и т. д.. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Важно то, что учащийся, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация [5].

Суть проектной методики состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к конструированию новых объектов, процессов.

Основные условия применения метода проектов на уроках математики сводятся к следующему:

·существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

·значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

·применение исследовательских методов при проектировании;

·структурирование этапов выполнения проекта;

·самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Анализ методической литературы показал, что проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, однако данную методику успешно можно применять при обучении математике в 5-6-х классах.

Рассмотрим основные особенности структуры уроков математики в 5-6-х классах в рассматриваемом контексте.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе учащиеся знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение на инициативные группы. Например, группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Состав групп формируется с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные учащиеся объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.  Целеполагание — выделение цели с помощью учителя.

Третий этап является подготовительным. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели. В ходе этой работы составляется план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Далее определяются основные разделы проекта. Здесь необходимо уточнить, что в нашем случае проектирование рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит скорректировать предложения остальных учащихся.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели). Работа проводится в группах. Причем работа может быть по-разному организована. Каждый раздел разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие учеников в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Следующий этап — подведение итогов выполнения проекта и определение задач для нового проекта.

Пятый этап — практическое применение разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за «работой» своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа учащиеся рассматривают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учениками. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он ста­новится помощником, консультантом. Он скорее является партнером в познании, исследовании мира посредством своего предмета [6,7,8,9] Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована на всех уровнях обучения, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Так, например, в 6 классе можно предложить учащимся проект по теме “Делимость натуральных чисел”.

Тип проекта – информационный, практико-ориентированный.

Средняя продолжительность – 1-2 месяца.

Цель данного проекта – создание условий для углубления и систематизации знаний по теме “Делимость натуральных чисел”.

Задачи проекта:

  • изучить исторические сведения по данной теме

  • систематизировать определения и правила

  • систематизировать задачи по данной теме

  • изготовить продукт для кабинета математики, который можно использовать на уроках.

Класс делится на три группы.

I группа собирает исторические факты, относящиеся к данной теме, ищет старинные способы деления (“золотое деление”, ”галера”, метод зачеркиваний, притчи и т.д.). Материал можно оформить в виде свитка. Приемы устного счета и признаки делимости (а они изучаются в 5-6 классах) предлагаются в виде пособия для устного счета. Правила, определения и свойства собираются в красочной папке.

II группа работает над задачами. Учащиеся пытаются систематизировать их, составляют схемы, подбирают к ним задачи, составляют свои задачи.

III группа работает над составлением тестов, кроссвордов по данной теме. Также можно предложить составить интересные задания в форме числовых мельниц, цепочек вычислений.

В I группе доминирующей является информационная деятельность, II и III - практико-ориентированная.

На заключительном этапе работы:

1) проводится защита проектов;

2) выполняется самоанализ работы группы и анализ результатов работы других групп;

3) проводится экспертиза проектов в рамках работы экспертной группы.

Использование проектной деятельности позволяет изменить подходы и к внеклассной работе по математике. Хочется заметить, что учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания, участвуют в разработке проектов. Так учащимися лицея разработан проект «Этимологический словарь математических терминов». В отдельный проект вылилась работа по организации «геометрических экскурсий» по городу Казани. Цель таких экскурсий – на примерах интерьеров, архитектурных, парковых сооружений показать возможности применения математических знаний. Основная методика проведения экскурсий: от истории создания архитектурного объекта к изучению его внешних форм, рисование отдельных деталей и здания в различных ракурсах, а затем конструирование моделей сооружений, а также попытка придумывания новых. Экскурсии могут быть как обзорные, так и тематические: «Симметрия в природе и архитектуре», «Паркеты», «Линии», «Пирамиды и призмы в ансамблях нашего города», «Решетки», «Фонари». По материалам экскурсий составляются тематические альбомы, организуются выставки.

Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Таким образом, проект является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, и которая определяется как дизайн, или проектирование.

Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.Думаем, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.



Список литературы:

1. Арефьев И. П. Школьная технология // Школьные технологии. 2008. № 1.

2. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской академии образования // Педагогика. 2008. № 8.

3. Федотова В. А. Проект — эффектный метод обучения // Специалист.  2006. № 1.

4. Факторович А. А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. 2008. № 2.

5. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2. 

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования //Под ред. Е.С. Полат.-М.: Академия, 2003.

7. Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений // А.П. Панфилова. – М. – Издательский центр «Академия», 2009.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей