3. для составления перспективного планирования коррекционно – развивающей работы с обучающимся;
4. для просветительской и консультативной работы с обучающимися;
5. для профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими отклоняющееся поведение;
6. для профориентационной работы с выпускниками школы – интерната;
7. для мониторинга показателей социально-бытовых, коммуникативных навыков, а также интеллектуальных и поведенческих изменений обучающихся;
8. для налаживания коммуникативного взаимодействия в детском коллективе;
9. для рекомендаций родителям, законным представителям обучающихся по вопросам их обучения и воспитания.
На заключительном этапе необходимо ознакомить обучающихся с некоторыми из полученных результатов в доступной для них форме, обсудить их в ходе консультации или беседы.
Это повышает их самооценку и значимость в глазах окружающих людей, стимулирует к дальнейшему развитию.
Беседа должна быть в форме коммуникации (общения) или взаимодействия. Для этого специалистам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения ребенка, т.е. мотивов его поведения. Знание этого способствует эффективности работы, доброжелательности и терпимости к детям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как обучающиеся ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания (вербальные и невербальные), их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
Необходимо дать ребенку возможность говорить максимально свободно, поскольку, если его выслушать и дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам может прийти к решению своей проблемы.
Нашей задачей является выявление с использованием различных методик психологических особенностей ребенка, проблем, с которыми он сталкивается, и определить пути решения данных проблем, оказывая ему всестороннюю психолого – педагогическую помощь.
КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска
Педагог – психолог
Жабина Лариса Александровна
2018 г.

Использование методик для работы с детьми
с интеллектуальными нарушениями

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Инклюзия таких детей в процесс воспитания и образования в школе – интернате подразумевает подбор методик, учитывающих комплекс особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся.
На первом этапе для установления контакта с ребенком необходимо проводить беседы, опрос, скрининг контроль, т.е. метод наблюдения за обучающимся.
К основным навыкам, необходимым для ведения беседы, относятся 8 принципов:
1. начинать беседу следует после того как ребенок понял ситуацию;
2. стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;
3. постараться увидеть ситуацию глазами обучающегося;
4. осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека, таким, каков он есть;
5. развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению;
6. вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет";
7. не говорить и не домысливать за ребенка; 8. не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием человека (обычно это время, когда он напряженно думает).
Затем последовательно могут быть предложены следующие методы исследования для сбора и получения информации о ребенке:
1. Тест Векслера для изучения вербального и невербального интеллекта обучающихся;
2. Цветодиагностический тест М. Люшера для изучения эмоционального и физиологического состояния ребенка;
3. Проективный личностный тест Л. Сонди портретный модифицированный для изучения черт характера и свойств личности на основе теории ведущих потребностей;
4. Тест Филлипса для изучения уровня и характера школьной тревожности;
5. Характерологический опросник Айзенка (для подростков) для изучения типологических характеристик личности;
6. Опросник Басса – Дарки для выявления состояний агрессивности и враждебности;
7. Методика Дж. Голланда для выявления профессиональной направленности личности обучающегося;
8. Тест Е.А. Климова (ДДО) позволяет выявить уровень мотивации ребенка к различным видам деятельности;
9. Проективный тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) Дж. Бака для изучения интеллектуального развития, самооценки, психоэмоционального состояния обучающегося;
10. Проективный цветоассоциативный тест «Домики» О.А. Ореховой для изучения личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций;
11. Проективный тест «Дерево с человечками» автора Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко для изучения самооценки, определения своего места в социальной группе;
12. Проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич для определения психоэмоционального состояния ребенка;
13. Психогеометрическая методика (ПГТ) С. Диллингер позволяет определить характеристику личностных качеств и особенностей поведения;
14.Опросник Йовайши для выявления интересов личности и профессиональных предпочтений;
15. Тест Леонгарда – Шмишека для изучения акцентуации личности обучающегося;
16. Проективная методика «Автопортрет» (Романова, Потемкина, Р. Бернса) для выявления индивидуально – типологических особенностей обучающегося, представлений о себе и самооценки личности.
На следующем этапе после проведения «батареи тестов» педагог – психолог исследует и анализирует полученные результаты, интерпретирует их, сопоставляет с другими результатами, в том числе с данными скрининг – контроля над поведением обучающегося.
Полученную информацию необходимо систематизировать и использовать для дальнейшего применения в работе:
1. при составлении индивидуальной психологической характеристики на ребенка и ведения его личного дела;
2. для рекомендаций узким специалистам: дефектологам, логопедам, классным руководителям и педагогам;