Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках физики»
Использование проблемных ситуаций на уроках физики
В связи с переходом на новые ФГОС учителя акцентируют внимание на необходимость использования современных образовательных технологий, которые помогут обеспечить развитие школьников.
Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, направленное на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы и на развитие творческого мышления школьников.
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено – постановка проблемы.
Дальше разворачивается второе звено – поиск решения. Ученик выдвигает самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение.
Пример: урок физики в 7 классе «Зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости». Ученики уже знакомы с понятием выталкивающей силы. Теперь им осталось понять каким образом связана выталкивающая сила и плотность жидкости. Ученикам демонстрируется следующий опыт: берем три стакана-один с пресной водой, второй стакан со слабо подсоленой водой, третий с сильно соленой водой, в каждый из них опускается яйцо, в первом случае оно тонет, во втором плавает, и в третьем всплывает, вопрос-почему??? Методом рассуждений и исследований ученики приходят к выводу, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, причем чем больше плотность жидкости, тем больше Архимедова сила. Т.е. выявляют прямую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. (закрепление работы с таблицами плотностей, связь темы с реальными жизненными ситуациями: плавание судов и т.д. и более глубокое изучение выталкивающей силы).
Из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. А для этого стоит проделать с классом определенную мыслительную работу, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы.
В конечном же счете проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.