СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной деятельности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические  рекомендации для учителей, использующих проектный метод 

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности на уроках географии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Макарова Л.С. – учитель географии

Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова


Главными задачами работы в школе вижу в формировании географической культуры, самостоятельной деятельности учащихся, повышении их самооценки. Поэтому стараюсь не передавать информацию в готовом виде, а таким образом, чтобы значительную часть учащиеся приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках географии получила широкое развитие, поскольку использование метода проектов в учебном процессе создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся [4].

Данная технология интересна мне и моим учащимся, важен тот факт, что каждый проект по своему уникален. В последние годы используя данную технологию, собираю “Копилку школьных проектов”. Представляю некоторые из них.

Так, например, в первой четверти учебного года в разделе «Планеты Солнечной системы» предлагаю учащимся информационные проекты по планетам.

Первое занятие по теме «Строение Солнечной системы»:

Учащиеся по желанию делятся на группы (от 3 до 6 учебных групп), которым даются задания одного типа: «На чистом листе напишите всё, что Вы знаете о …..». Обычно ответы короткие и весьма сбивчивые. Сохраняю до последнего занятия по теме. Опыт показывает, много времени уходит на пояснение информационного и исследовательского проектов, обозначение их главных правил, поэтому на этом первое занятие заканчивается. Стоит отметить, что необходимо задать интересные, интригующие вопросы в конце занятия для мотивации учащихся: «Почему у Меркурия нет спутников?»; «Как найти Венеру на небе?» и т.д.

Второе занятие по теме «Строение Солнечной системы»:

Учащимся предоставляется масса учебной и научно – популярной литературы, по которым учебные группы составляют «Анкеты планет». На ватмане рисуют планеты, с которыми они выступают позже. На этом этапе учащиеся задают много вопросов по подборке информации, оформлению и защите проектов. Учащиеся тесно работают с литературой, учатся выделять главное в текстах.

Третье занятие по теме «Строение Солнечной системы»:

Представляются рисунки учащихся «Анкета планеты….», «Солнце – центр Галактики», «Не планеты, и не звёзды….», «Тайны звёздного дождя», «Небесные гости Земли», «Волосатые красавицы». Главная воспитательная задача занятия – воспитание уважения к своим одноклассникам, умения их слушать и запоминать.

В конце занятия общее задание – рефлексия: «Что вы впервые увидели, услышали, сделали руками?». Вот тут я достаю им те листочки, которые они писали на первом занятии по данной теме. Реакции самые разные! А самое главное, результат есть у всех, то есть был реализован личностно – ориентированный подход к учащемуся.

Подобную схему занятий в 5 классе провожу по темам «Жизнь на разных материках», «Суша».

В 6 классе на начальный курс географии отведен только один час и как показывает практика, имеются отставания по часам. Изучая тему «Воды суши» учащиеся по группам в течение двух занятий готовят проекты «Реки», «Озера, болота», «Подземные воды», «Ледники», «Искусственные водоемы». Учащимся предлагается подробная инструкция действий (табл.1), планы характеристик, шкала оценивания работы групп (табл.2). Для оценивания работы групп ставлю предварительно сдавшего тему ученика.

Таблица 1

Инструкция


1

Внимательно прочитайте задания и распределите внутри группы

2

На выполнение заданий дается 1 урок

3

Первую оценку за работу в группе ставятся в конце урока совместно друг с другом

«Отлично»

Учащийся выполнил задание полностью, во время урока четко и аккуратно оформил стенд

Хорошо»

Учащийся выполнил задание полностью, но не успел оформить стенд

«Удовлетворительно»

Учащийся выполнил не полностью, не полностью оформил стенд

Вторая оценка

Выставляется по шкале оценивания работы групп


Таблица 2

Шкала оценивания работы групп


Показатель

Баллы

Чтение стихотворения (без выражения/с выражением)

1/2

Правильность исполнения схем, рисунков

3

Наглядность стендов

3

Работа на физической карте мира, России

3

Правильные определения понятий по теме

2

Использование дополнительной литературы

(кроме атласов, учебников)

2

Выступление (с показом рисунков из книг)

7/10

Правильное объяснение домашнего задания всему классу

3

Ответы на вопросы одноклассников

2

Всего (по максимуму)

30

  1. *

Дополнительное сообщение по теме (только 1 сообщение на 2 минуты)

5


Залог успеха учащихся заключается в правильной подготовке учителя к занятиям, грамотной подготовки каждого этапа исследования.

Изучая региональную часть курса географии материков и океанов по каждому материку группы, готовят проекты «Культура, традиции народов материка». В конце учебного года традиционно провожу обобщающее занятие по теме «Культура, традиции стран мира», где учащиеся показывают свои рисунки национальных костюмов и жилищ, доклады о культуре и традициях народов мира.

В 8 и 9 классах учащиеся работают над презентациями «Регионы России» в программе «Microsoft PowerPoint». Перед учащимися стоит задача: выяснить, в чем уникальность, особенности каждого региона России. Одновременно в ходе добычи, обработки информации учащиеся осваивают знаниевый компонент.

В 10 классе при изучении стран мира учащимся предлагаю свободную форму работы над проектами. Так, были представлены презентации кроме традиционных «Футбол в Германии», «Бразильское кофе», «Индийское сари», «Болливуд», «Японское чудо» и др. Представленные работы различаются по степени сложности, объему.

Различные типы учебных проектов позволяют учащимся познакомиться с исследовательскими умениями, ощутить свой интеллектуальный труд, сплачивают временные учебные группы для решения определенной задачи, повышают их ИКТ – компетентность, прививается любовь и уважение к родной стране, к миру в целом.


Литература:

  1. География. 9 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.: ил

  2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-84.

  3. Омельченко О.А. Проектная деятельность учащихся на уроках географии: http://gimnytva.siteedit.ru/page80

  4. Павлова Е.Г. Метод проектов: http://ele59336380.narod.ru/p6aa1.html