СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПСИХОГИМНАСТИКИ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование «психогимнастики»

в работе учителя начальной школы

 

Дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи. Очень важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя. Одним из способов помощи является «психогимнастика»

«Психогимнастика» - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Такие занятия показаны детям с  чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Так же психогимнастику важно использовать в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Есть несколько подходов к организации «психогимнастики».

Основоположником является М.И. Чистякова. Первая книга ее «Психогимнастика» вышла   в 1990 г. Методика М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, на приобретение навыков саморасслабления.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Какова же структура комплекса психогимнастики? Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4 фаз.

I фаза: Мимические и пантомимические этюды.

Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Учат выражать основные эмоции – радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх, гордость, застенчивость.

II фаза: Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Фаза носит психопрофилактический характер.

III фаза: Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Здесь используются мимические и пантомимические способности детей. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера.

IV фаза: Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе – «минутки шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который  должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память или подвижную игру.

Школьников не должно быть более восьми.

В психопрофилактической работе – 10-12 человек.

На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети. В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному принципу: только с неустойчивым вниманием и т.д.

Желательно включать в группу 1-2 детей, играющих роль лидера. С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.

Почти каждый этюд сопровождается музыкой, которая может помочь войти в нужное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

 Елена Алексеевна Алябьева, последователь Чистяковой, написала книгу «Психогимнастика в начальной школе», в которой представлен целостный цикл занятий.  Книга предназначена для психологов-педагогов и учителей начальной школы.

Кандидат психологических наук, психотехник Г. Барднер, психолог-диагност И. Ромазан, практический психолог, психотерапевт Т.Чередникова из Санкт-Петербурга разработали другое направление психогимнастики. В своей книге «Я хочу!» психодиагностическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Они представили методику организации занятии психогимнастики, которую можно использовать в работе.

Эти занятия можно использовать в сочетании с занятиями Чистяковой.

Практика показала, что занятия по программе Чистяковой более эффективны для детей с неврозами, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточности.

Занятия по второму направлению эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, на переменах. Хорошо иметь музыкальное оформление занятий. Можно использовать специально записанные кассеты «Звуки леса», «Шум моря», и т.д. Не отказываться от классических музыкальных произведений. Все занятия строятся только на воображаемом материале.

  Психогимнастика позволяет лучше узнать ребенка, его способности, особенности характера. В ходе занятий  закладываются общечеловеческие ценности.

 

Медведева Н.Н.,

учитель первой категории

МКОУ КСОШ №2 им. Горького

                                                                                                                                      г. Каргат, Новосибирской области.