СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ребуса как эффективного приема для повышения эффективности урока английского языка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ребуса на уроках английского языка оживляет работу учащихся, повышает их работоспособность и вызывает интерес учащихся к предмету.Это интенсивный прием для интенсификацииучебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Использование ребуса как эффективного приема для повышения эффективности урока английского языка.»

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Л. Г. Петерсон


Актуальность

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует развитию мыслительной активности детей на уроке и росту качества знаний.

Возникновение интереса к английскому языку зависит в большей степени от методики его преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. В связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения я стараюсь ввести в урок элементы занимательности, применять нетрадиционные приемы работы обучения на уроках.

Одним из этих приемов является использование ребусов на этапе закрепления ранее изученной лексики. Ребусы способствуют развитию мыслительных способностей и повышают мотивацию к изучению языка. И так что же такое ребус?

Ребус (лат. rebus, при помощи вещей; форма множественного числа от res - вещь) - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими символами.

Учащемуся даётся слово или фраза, зашифрованная в виде рисунков, букв, слогов или чисел, которые, если произнести вслух, и должны дать искомое слово или фразу - например, число «one» - один может быть зашифровано изображением «honey» - мед, с использованием запятых.

Обычно в ребусах зашифровываются существительные в именительном падеже, но можно включать слова любой части речи – числительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги. Приведу некоторые приемы.

Самыми распространенными принципами кодирования слов можно выделить следующие:

1. Слово + слово (предмет + предмет): basket + ball, arm + chair, bed + room, book + shelf.


tea+ spoon = teaspoon

2. Предмет + часть слова или часть слова + предмет: o + pen = open, y + ear = year.

T

t + hat = that

3. Из названия изображенного предмета исключаются буквы при помощи запятой(ых) – если запятая стоит слева от рисунка, то в слове надо исключить первую букву (или несколько букв, если 2-3 запятые), если справа от рисунка – то последнюю(ии)), или добавляются другие буквы взамен вычеркнутых: ‘cup = up, ‘house’’+ t = out, y +’car + d = yard, w +’nine’+ ten’+ r = winter.

,,

sheep’’ = she

4. Буквы (буквосочетания, предметы), изображены один на другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо буква «идет» по направлению к другой (или другим), тогда при чтении, соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’, ‘up’, ‘in’, ‘at’, ‘with’, ‘to’: e. g. k-in-d = kind, M-on-day = Monday, to-w-n = town, sk-at-e = skate, am-on-g = among, s-up-per = supper.

5. Над рисунком (или рядом с изображением) написаны цифры, тогда буквы читаются в том порядке, который указан цифрами: ear (2,3,1) = are, Kate (3,2,1,4) = take, net (3,2,1) = ten.

eat (3,1,2)

eat (3,1,2) = tea,

6. Зачёркнутая буква исключается при расшифровке слова или заменяется на другую: monkey = money, coat = cat, coast = coat, bag (a = i) = big, hat (t=m) = ham, lake (l = m) = make.

Ребусы – это еще и увлекательная форма работы над орфографией. Например, здесь зашифровано название страны, где британские школьники любят проводить свои каникулы:

На продвинутом этапе можно шифровать уже предложения, например, пословицы: * One for all and all for one.


Оригинальность, новизна

Использование на уроках английского языка занимательного материала, в частности ребусов, помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к английскому языку и, как следствие, развитие мыслительной активности учащихся. Ребусы воспитывают качества творческой личности: настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Они должны соответствовать возрасту, быть увлекательными, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному и духовному развитию.

Ребус — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке.

Целесообразность применения.

Приём использования ребусов не только оживляет работу обучающихся на уроке английского языка и повышает их работоспособность и интерес к учебному процессу, он положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Его можно применить на любом этапе урока и в том числе в качестве творческого домашнего задания. На мой взгляд особенно он хорош при подаче нового материала.

При использовании ребусов учитель ставит перед учащимися проблему и побуждает их к деятельности в ходе которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Таким образом, в основе данного приема лежат проблемное обучение и деятельностный подход. Используя ребусы при обучении английского языка учитель организует активное взаимодействие субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Результативность.

Мои ученики с интересом включаются в работу по решению ребусов. Иногда пытаются составлять свои собственные ребусы (Приложение 1). Количественный анализ показывает, что из 34 представленных ребусов наибольшую группу составляют существительные (21), далее идут глаголы (6), прилагательные и наречия (3), предлоги (2), числительные (1), местоимения (1).

Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке английского языка, повышает их работоспособность и позволяет интенсифицировать учебный процесс, воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Разгадывая готовые ребусы и составляя свои собственные, учащиеся развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют память, прочно усваивая изучаемый лексический материал. Это один из приёмов педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!