СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента в изучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость обучения иностранному языку с учетом регионального компонента продиктована тем, что понимание другой культуры может быть лишь на базе знания собственного региона. Отсутствие знаний как той, так и другой является предпосылкой недопонимания  в процессе межкультурной коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента в изучении иностранному языку»

Обучение - это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это означает, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся знания об иноязычной культуре, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

К сожалению, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области иностранного языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в итоге чего на уроках фактически не употребляется языковой материал, отражающий специфику какого- либо другого региона России. Но каждый регион имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому необходимо учитывать эти особенности при изучении иностранного языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и через введение особых курсов: «Краеведение», «Историческое краеведение», «Региональная география», «Экология региона».

Что касается обучения иностранному языку, то в нем в настоящее время в меньшей степени, чем в остальных предметах, учитывается региональный компонент содержания образования. Но специфика иностранного языка, обновление целей и содержание языкового образования на современном этапе предполагают включение данного компонента в обучение иностранному языку. Необходимость обучения иностранному языку с учетом регионального компонента продиктована тем, что понимание другой культуры может быть лишь на базе знания собственного региона. Отсутствие знаний как той, так и другой является предпосылкой недопонимания в процессе межкультурной коммуникации.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в практике преподавания сложился подход, при котором иностранный язык рассматривается в основном как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка. Вследствие этого учащиеся испытывают затруднения при передаче информации о фактах и явлениях, связанных с родной региональной культурой средствами иностранного языка, и, следовательно, в процессе общения не способны раскрывать и передавать её своеобразия, сделать достоянием мировой культуры. Необходимо сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка для взаимного культурного обогащения в ситуациях иноязычного общения.

Национально-региональный компонент по иностранному языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса иностранного языка и который обязан обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками государственного своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того либо другого региона России.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс иностранного языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом».


Методисты рассматривают региональный компонент в преподавании иностранного языка как углубленную лингвокраеведческую работу и рекомендуют использовать местный языковой материал не только на уроках иностранного языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках иностранного языка воспитывает энтузиазм к тому, что именуется малой родиной, ведает о её истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования».

Было предложено следующее содержание регионального компонента курса иностранного языка. Он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, а также отражающие миропонимание и мироощущение обитателей определенной местности, региона.

Определяя место регионального компонента в обучении иностранному языку современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки обычного содержания обучения иностранному языку либо введения новейших самостоятельных разделов курса, а включается как в базовое, так и в дополнительное образование по иностранному языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части обучения иностранному языку школьников представляется делом общественно значимым и актуальным. Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю.

Внедрение регионального компонента, создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти знания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка. Естественно, региональный компонент не может заменить собою остальные средства обучения иностранному языку. Просто каждому из них должно быть найдено наилучшее место в учебном процессе.

Эффективность использования регионального компонента на уроке зависит от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением регионального компонента, учитель обязан тщательно приготовиться к уроку. Таким образом, внедрение регионального компонента на уроке не должно представлять собой просто развлечение, а обязано быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.

Следуя возрастному принципу различают 3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: эмоционально-познавательный, познавательно-поисковый и социально-личностный, что соответствует трем основным возрастным группа школьников: младшему школьному (1-2 классы), среднему (5-7 классы) и старшему (8-11 классы).

Рассмотрим подробнее особенности каждого уровня.

Целенаправленная и систематическая работа по усвоению национальной культуры может осуществляться на начальном этапе обучения иностранному языку. Это обусловливает новый подход к отбору всего содержания обучения, при котором каждый компонент (речевой материал, ситуации, темы, навыки и умения) надо обогатить информацией о культуре родного края.

Методика изучения родной культуры младшими школьниками на уроках иностранного языка обусловлена их возрастной спецификой: приверженностью к ярким краскам, образам, событиям, любознательностью, что позволяет педагогу широко использовать народные сказки, музыку, декоративно-прикладное искусство, рассказывать о ярких исторических событиях . На первых порах изучения иностранного языка краеведческая информация носит занимательный характер. Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний и способствует созданию положительной мотивации учения у младших школьников.

В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. Опыт работы в школе показывает, что на данном возрастном этапе активизируется мыслительная деятельность подростков. Они склонны к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей событий, а наша история чрезвычайно богата ими. Проблемные ситуации, вопросы на размышление, сравнение и анализ помогают учащимся самостоятельно применять получаемые на занятиях знания. Так, большой интерес у подростков вызывает урок-защита собственных гипотез, создание семейных видеофильмов о памятных местах родного города. На этом этапе подключаются новые школьные предметы, что значительно расширяет круг использования регионального национального компонента на уроках иностранного языка. Кроме того, у каждого подростка появляется предпочитаемый предмет, через изучение которого он расширяет границы своих познавательных и творческих возможностей, формирует ассоциативные представления и ценности. Изучение жизни и творчества писателей, поэтов, художников, музыкантов и мыслителей родного края на иностранном языке помогут подросткам в поиске жизненных и эстетических идеалов.

В старшем подростковом возрасте наблюдается ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, споры, дискуссии.

В средней школе освоение основ регионоведения в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на начальный общеобразовательный и продвинутый, мастерски ориентированный этапы.

На начальном этапе региональные знания обязаны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. На продвинутом этапе - как средство для чтения специального курса, знакомящего заинтересованных в данной специальности учащихся с некоторыми понятиями «регионологии» как науки.

Проведение элективных курсов предполагает, что в школе имеются:

1) группы учащихся с высоким уровнем обученности (либо специализирующиеся иностранным языком углублённо);

2) учителя, отлично владеющие не только языком, но и способные без помощи других создать региональный курс;

3) оснащённый разнообразными учебными средствами кабинет;

4) количество часов, позволяющее включить курс полностью либо в виде спецкурса (миникурса либо в виде отдельных занятий) в школьную программу обучению иностранному языку в урочное либо внеурочное время на протяжении учебного года (полугодия).

Базу содержания такого курса составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе исследования школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и остальные сведения о своём крае.


Исходный уровень знаний о регионе следует предварительно определить с помощью теста на родном языке. В нём учащимся предлагается выбрать из 3-5 вариантов один верный. Приведём примеры тестов.

1. How many people live in your town?

А) 16 thousand;

B) 50 thousand;

C) 13 thousand.

2. When was your native town founded?

А) in 1653;

B) in 1777;

C) in 1953.

Тест может содержать такие вопросы, на которые следует ответить «Yes» либо «No». Он может быть дополнен заданиями и вопросами типа: Enumerate the famous sights of your town; What do you want to know about your native town?

Проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а также их интересы в данной области, необходимо далее найти форму обучения и сконструировать конечные цели курса.

Одной из таковых форм может стать лекционно-реферативная. Конечные цели тут различны, к примеру: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по собственной местности либо региональному центру для иностранных гостей, учащихся. Другой целью может стать подготовка к ролевой игре «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники дают свои варианты маршрутов экскурсий либо миниэкскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из более подготовленных учеников собственного либо параллельного класса, оценивает представленное и описывает лучшие работы. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам государств изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Лондона, Берлина либо Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности собственного родного города. Обычная форма зачёта может завершить работу над региональным курсом. Тема рефератов либо минирефератов разрабатывается учителем в согласовании с экстралингвистическим содержанием курса либо определяется учащимися по своему желанию. Принципиально распределить темы рефератов и составить график их «защиты» в начале работы. Сразу следует ознакомить учеников с критериями оценки рефератов.

Но в некоторых школах нецелесообразно проводить целый региональный курс, но, чтоб не нарушать целостности занятий, сведения о регионе можно докладывать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (либо во внеурочное время). К примеру, поведать о традиционном блюде Центральной России «зелёные щи» либо о традиционном английском завтраке - при исследовании темы «Meals», либо об особенностях празднования Рождества в нашем регионе и в Англии.

Проектная методика обучения находит широко распространение в обучении иностранным языкам . В качестве примера проекта регионального содержания приведу короткое описание проекта. Его целью является исследование имеющихся в регионе исторических памятников.

Работа над проектом предполагает несколько этапов. Первый этап - это представление проекта в целом. Учащиеся нацелены на сбор нужной информации. На следующем этапе школьникам предлагается рассказать о результатах собственных поисков. В ходе рассказов учащихся заполняется обобщающая таблица.

На базе составленной таблицы получаем довольно полные сведения о региональных исторических памятниках. Можно пригласить компетентного специалиста в области истории региона, к примеру, работника музея либо архива. При возможности лучше провести экскурсию. Свои впечатления о результатах работы над проектом учащиеся могут изложить письменно в форме микросочинения либо же обсудить устно. Собранный материал можно использовать для оформления настенной газеты, коллажа, альбома, видеофильма. Вариант дизайна может также стать предметом обсуждения на уроке.

Если работа над проектом вызвала у школьников энтузиазм, то следует предложить им поразмыслить над темой еще одного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное исследование традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и собственного региона, к примеру: What proves that the United Kingdom is a country of traditions?

Таким образом, использование регионального национального компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ использования явлений культуры своего региона при обучении иностранному языку, современных творческих приемов развития личности школьников.













































Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области







Доклад на тему:

Выступление на секции учителей иностранного языка






Учитель МОУ СОШ с. Хмелинец

Родионова М.П.








2009