СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Критическое  мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск  здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения,  а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

-настойчивость;

- готовность исправлять свои ошибки;

- осознание;

- поиск компромиссных решений.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Основная часть.

      Критическое  мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск  здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения,  а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

-настойчивость;

- готовность исправлять свои ошибки;

- осознание;

- поиск компромиссных решений.

     Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.

     Проведение подобных уроков проходит три стадии.

     1 стадия- стадия вызова.

На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения.  Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый  лист ожидания ( ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.

     2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.

     3 стадия – рефлексия.

     На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.

     Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).

     Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

     Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.

     Кластеры.

Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

     

       Деепричастие

                                                      Признаки глагола                     Признаки наречия

                              Обр. от глаг.                   Обозн. добав. действ.

                       

                                              Сов. В.            Несов. В.           Не изменяется          Явл. обстоят.          

Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:

Известная информация

Новая информация





Инсерт  (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)

Дневники (записи ведем так)

Цитата

Комментарии



     Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй  план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным).  Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.

     Требования к такому уроку:

  1. Текст не должен быть знаком учащимся.

  2. Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.

  3. Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.

  4. Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

    Рекомендуется :

  1. Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).

  2. Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)

  3. Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.

  4. Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)

  5. Оценочные вопросы.

  6. Практические вопросы.

Синквейн

     В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

     На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

     На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к

теме синквейна.

     На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

     Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,

позволяет выразить к ней личное отношение.

Выводы.

     Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

     И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка

усвоения.

     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного

развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические

приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.

 

         

Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы. 
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого.
На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. 
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Чтение и формирование понятий

Цель: активно включиться в процесс формирования понятий, используя навыки критического мышления.

Пример использования.

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: «Основные разделы науки о русском языке».

План урока.

1. Предварительное домашнее задание: используя п.29 (т), составить понятийно-терминологическую карту:

Языкознание – наука о языке.
Фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается состав слова.
Лексика – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.
Морфология – раздел языкознания, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучаются словосочетания и предложения.
Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.
Орфография – раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов.
Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются правила использования знаков препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила произношения слов.
Стилистика – наука о стилях речи и стилистических средствах языка.

2. Работа в группах по 5 – 6 человек.

Прочитать определения понятий.

Сопоставив их, выделить сходства и различия.

Зафиксировать полученный результат в виде опорного конспекта.

Сформулировать собственные определения понятий с опорой на конспект.

3. В парах опросить друг друга по определениям понятий.

4. Составить творческую работу в жанре лингвистической сказки, используя изученные понятия.

Чтение и анализирование, размышление

Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Страницы жизни А.Платонова».

План урока.

1. Познакомиться с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни).

2. Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту.

а). Репродуктивные вопросы:

Где родился А.Платонов?

Где учился писатель?

Какова профессия отца писателя?

б). Расширяющие вопросы:

Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?

Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?

Какую специальность в городском училище получил писатель?

в). Развивающие вопросы:

Какой была русская деревня начала двадцатого века?

В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?

Какие черты характера отличали А.Платонова?

3. Классифицировать вопросы, разбив их на «кучки». В данном случае были составлены вопросы двух видов: те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.

4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к этому уроку, знакомит класс с источниками информации по данной теме. Библиография фиксируется в тетради.

5. Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.

6. В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»

Стратегия «Ключевые слова»

Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом, повысить мотивацию к чтению.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Что такое притча?»

План урока.

1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.

2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения.

3. Творческие группы представляют результаты своей работы.

4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов»

К одному князю пришёл человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло 10 дней. 
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.

5. Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двухчастный дневник.

Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно взволновали

Ассоциации, комментарии к выписанному

«…самонадеян и рвётся в драку»
«…нервный, на всё реагирует»

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Истинный победитель имеет олимпийское спокойствие

6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников.

7. Работа с понятием «притча».

8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.

Письмо во время чтения

Цель: учиться фиксировать неоформленные мысли и образ, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.

Стратегия работы с информационным текстом

Цель: научиться вдумчивому чтению, которое позволит сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает процесс чтения более эффективным.

Пример использования

Урок русского языка. 5 класс

Тема: «Понятие о существительном».

План урока.

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.

2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).

3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:

4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.

5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения.

6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.

V

+

?

– обозначает предмет;
– падежные вопросы;
– морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
– род (м., ж., ср.);
– число (ед., мн.)
– падеж (6);
– склонение (1, 2, 3);
– в предложении – ____, _ _ _ _

– самостоятельная часть речи;
– классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные;
– имеют род;
– изменяются по числам и падежам;
– н.ф. – им. п., ед. ч.;
– в предложении – любой член.

– самостоятельная часть речи.

– Что такое склонение?
– При каких условиях сущ. может быть определением в предложении?
– Почему одни сущ. отвечают на вопроскто?, а другие –что?
– Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

7. Обсуждение результатов работы в парах.

8. Коллективное редактирование кластеров.

9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.

10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы.

Стратегия работы с текстом

Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс.

Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».

План урока. 

1. Сообщение темы урока.

2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

– писатель-юморист;
– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча», 
«Великие путешественники», «Золотые слова»;
– даты жизни (1895-1958);

 

 

учитель, 
произведения писателя,
учебник литературы, 
уроки литературы в 5 классе,
учебник

3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

 

– Где родился писатель?
– Какой была его семья?
– Весёлым ли человеком он был?
– Кто были его друзьями?
– Как он создавал свои произведения?
– Что он больше всего ценил в людях? …

 

 

4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко.

5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации».

6. Обсуждение результатов работы.

7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?»

8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку.

Письмо после чтения

Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности.

Пример использования

Урок развития речи. 6 класс

Тема: «Подробно изложение повествовательного текста».

План урока. 

1. Чтение текста учителем.

Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись в холодном поту, он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил: «Твой сон, о великий повелитель, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!»
Ответ не понравился правителю, и он приказал казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку во всех учёных книгах сон трактовался одинаково, следующего толкователя постигла та же участь.
Тогда шах разослал по стране глашатаев с указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит смерть».
В это время в городские ворота вошёл Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху. 
Те честно поведали Насреддину о судьбе его предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что мешок с золотом достанется именно ему.
Некоторое время спустя герой в прекрасном расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под тяжестью мешка. Когда его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин ответил: «Признаться, я небольшой знаток сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он надолго переживёт всех своих родных и близких». 

2. Создание письменного пересказа услышанного текста.

3. Вторичное чтение текста.

4. Обсуждение текста:

– тематика (о чём?)
– основная мысль (для чего рассказана эта история?)
– ответы на вопросы тестового характера:

Сон приснился царю, шаху, императору?

Шах позвал учителя, доктора, толкователя сновидений?

Шах разослал по земле глашатаев, слуг, скороходов?

В качестве награды были обещаны мешок золота, пуд серебра, мешок талантов?

В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям, Ходжа Насреддин?

Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха, что мешок золота достанется ему, что он разгадает сон?

Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех своих родных?

Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы, он ослеп, он оглох?

ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение в тексте? 

Некоему шаху приснился кошмарный сон.

Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.

Он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.

Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…

Ответ вывел шаха из себя.

Он приказал убить мудреца.

Но поскольку во всех учёных книгах этот сон объяснялся одинаково…

… тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота.

Неверный ответ станет причиной смерти.

Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.

Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся, вышел из дворца, неся в руках мешок.

ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте? 

Как звали, и во что был одет толкователь сновидений?

На основании чего был растолкован сон придворным мудрецом?

Почему шаху не понравились толкования сна придворными мудрецами?

Почему были казнены придворные мудрецы?

Почему по стране были разосланы глашатаи?

Какая участь постигнет тех, кто попытается растолковать сон?

Знал ли Ходжа, что его ждёт?

Умел ли Ходжа разгадывать сны?

Почему Ходжа был уверен в своей победе?

Почему он именно так объяснил сон?

5. Работа с опорными и ключевыми словами.

Опорные слова

Ключевые слова

Шах
Сон
Толкователь сновидений
Объяснение
Глашатай
Смерть
Мешок золота
Ходжа Насреддин
В прекрасном расположении духа

Повелитель, господин, правитель
Сновидение
Мудрец
Толкование, истолкование
Вестники, слуги
Гибель, казнь
Награда
Он, странник, путешественник
Счастливый, довольный, радостный

6. Редактирование первого варианта написанного текста.

7. Написание чистовика изложения.



































Теоретико-методологическая база исследования

технологии развития критического мышления.


“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу

      Одной из проблем современного цивилизованного общества является потеря интереса к слову не только как к способу передачи информации, но и как к форме самовыражения. Действительно, мы порой «разбрасываем»  слова, не задумываясь о последствиях сказанного, не осознавая значения их. Современные психологи печально констатируют тот факт, что постоянно работающий в доме телевизор снижает интерес подростка к общению со сверстниками на 40%. Живое слово девальвируется, теряет позиции на фоне визуализации информации. Потому перед учителем русского языка сегодня прежде всего стоит задача вернуть утраченный интерес к слову как к культурологическому явлению посредством воспитания у обучающихся читательской культуры и ,соответственно, интереса к процессу чтения.

Для реализации поставленных образовательных задач я использую в работе технологию развития критического мышления. Этот метод обучения на сегодняшний день является инновационным.    

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

 А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

 В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

 А. Тубельского (превращение школы в сообщество, в школу

развития).


Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:


 соответствие концепции гуманизации образования;

 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

 использование личностно ориентированного обучения;

 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

 соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.


Основными целями инновационного обучения являются:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

 формирование качественных знаний, умений и навыков.


В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

 развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 развитие критического мышления;

 дифференцированный подход к обучению;

 создание ситуации успеха на уроке .

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

 опорный конспект;

 мозговая атака;

 групповая дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция» ; 

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроектроекты ;

 дидактическая игра;

 лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек) ;

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи гуманизации образования:

(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.


 Основные приёмы практической реализации

технологии развития критического мышления

в условиях средней общеобразовательной школы.


Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 получить новую информацию;

 осмыслить ее;

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 присвоение нового знания, новой информации учеником;

 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

 обмен первичной информацией;

 выявление противоречий;

 переосмысления полученных сведений;

 сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

 уважение к различным точкам зрения ее участников;

 совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

 посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

 вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

 по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 не бояться записывать все, что приходит на ум;

 дать волю воображению и интуиции;

 продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

 постараться построить как можно больше связей;

 не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:

 определить цель исследовательской, практической, творческой деятельности;

 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения проблемы;

 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

 осуществить практическое выполнение плана проекта;

 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.


Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.


Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:


Урок - семинар

Урок - лекция

Урок – беседа

Урок – практикум

Урок – экскурсия

Урок – исследование

Урок – игра

Урок - КВН

Урок - защита проекта

Урок – диспут

Урок - конференция

Урок - театрализованное представление

Урок - маскарад

Урок – путешествие



Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.


Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.


Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.


Этапы подготовки и проведения урока-семинара:


 ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара;

 осмысление и выбор микротем;

 создание творческих групп;

 подбор материала к семинару;

 консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);

 систематизация и обобщение материала;

 выступление творческих групп на семинаре;

 конспектирование дат, определений, важных моментов сообщений;

 выполнение практического задания;

 обсуждение выступлений творческих групп;

 подведение итогов;

 оценивание работы;

 объяснение домашнего задания.


Так в 10-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева я проводила семинар по теме «И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе». /Открытый урок для методического объединения/. Цель урока: познакомить учащихся с новыми литературными жанрами, особенностями тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, отразившегося в его «закатных» работах. Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Тургеневе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята готовили сообщение о последних годах жизни великого русского писателя, останавливаясь подробнее на тех обстоятельствах его жизни, которые способствовали обращению к столь необычному жанру; другие познакомили класс со стихотворениями в прозе как жанром литературы, отметив его особенности, сравнив с такими «близкими» жанрами как верлибр, афоризм, белый стих. Тут же ребятам было предложено практическое задание - определить жанр прозвучавших произведений, которые подбирались учениками, работающими в этой группе, и на основе сделанных записей обосновать свой выбор. Ребята, работающие в остальных группах, познакомили с историей создания, художественными особенностями нескольких стихотворений И. С. Тургенева («Старуха», «Стой», «Как хороши, как свежи были розы...»). Задачей этих учащихся было не только художественное исполнение маленьких шедевров Тургенева (последнее стихотворение в прозе исполнялось на фоне музыки), анализ лирических произведений, но и определение их места в жизни автора, мотивов, послуживших их созданию, показать, что волновало писателя в последние годы жизни, как это отразилось в его «лирическом дневнике».


На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.


Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.


Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.


Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:


 выбор текстов;

 составление плана анализа текста;

 предварительная работа с произведением;

 создание творческих групп;

 дифференцированное распределение отрывков;

 исследование художественного текста под

«лингвистическим микроскопом»;

 подготовка группы к «защите» исследования;

 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

 лингвистический анализ отрывка;

 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

 подведение итогов урока;

 оценивание работы учащихся;

 объяснение домашнего задания.


Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.


На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.


Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.


Этапы урока-практикума:


 экскурсия, наблюдения за природой;

 знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

 обсуждение увиденного;

 творческая работа учащихся;

 чтение сочинений (по желанию);

 обсуждение и рецензирование творческих работ;

 исправление и доработка сочинений;

 объяснение домашнего задания. (Как правило,художественное оформление творческих работ).


Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.


"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.


Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?


Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.


За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.


Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.


В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и "янтарное колье", и "золотой дождь", и "шуршащий ковёр'' и «златогривые листочки» . Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке "словариками".


Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.


На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.


Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.


Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехристоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.


Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.


Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.


Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.


При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.


Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал (как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора (на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.


Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.


Типы домашнего задания:


 лингвистическое исследование текста;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.


Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.


Распространение педагогического опыта.


Данный педагогический опыт является усовершенствованием теоретико-методической базы технологии развития критического мышления, применимым на базе средней общеобразовательной школы. Рассматриваемый педагогический опыт был представлен на заседании школьного методического объединения гуманитарного цикла 14 сентября 2011 года, где было принято решение внедрять отдельные методические находки (уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-исследования, медиапроекты, групповые дискуссии и т.д.) как инновационные элементы в педагогическую практику учителей данной школы. Эти приемы успешно используют на своих уроках Л.А. Кокинова, И.В. Гудкова, И.В. Жилина, Н.В. Суркова. Данная методика позволяет им повысить не только лингвистическую и коммуникативную компетенцию обучающихся, но и развить их творческие способности, выработать умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивать различные типы мышления. Нужно отметить, что данная технология помогает в работе с одаренными детьми. Так, на протяжении пяти лет Ермолаева Анна, ныне учащаяся 11 класса МБОУ СОШ №3, неизменно становилась победителем районных олимпиад по русскому языку и литературе (2007-2011 гг.). Я считаю, что достичь такого высокого результата помогло применение в работе нетрадиционных уроков, в подборе таких заданий, такого дидактического материала, которые своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. В марте 2012 года запланировано мое выступление на районном методическом объединении учителей гуманитарного цикла, целью его является распространение данного педагогического опыта.


Я убеждена, что данная методика способствует повышению профессионализма учителя, улучшению качества педагогического процесса, и, как следствие, достижению высоких результатов обучения.


Список литературы


 1. Адамский А.Н. Идеи манифеста. Четверть века спустя/Газета «Первое сентября» № 15/2011

 2. Леонтьева О.А. Интернет – стихийная школа сотрудничества/ XV Соловейчиковские чтения, 2011

 3. Русаков А.А. Педагогическая классика. Новые открытия/Газета «Первое сентября» № 15/2011

4. Тубельский А.С. Школа будущего, придуманная вместе с детьми/Газета «Первое сентября» № 15/2011

5. Шулешко Е.Е.  Понимание грамотности. Книга вторая. Метод обучения, - М.: Речь, 2011. – 416 с.  ID товара: 306847 ISBN: 978-5-98368-080-7

6. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики (Минимальные затраты, максимальные результаты.) Пособие для учителей/ Е.В. Яновицкая. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2011. – 480 с. ISBN 978-5-85939-859-15.


Источники Интернета


  1. Педагогическая поддержка, статья Википедии:

http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0



По теме: 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!