Письменный отчет
учителя русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средней общеобразовательной школы №89 г. Сочи
Элизбаровой Гюльнары Григорьевны
об использовании современных образовательных технологий
Трудное и важное дело – научить учащихся работать на уроке самостоятельно. Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ
Поэтому мы учителя постоянно ищем разные формы и методы работы, используем в подготовке к урокам те или иные технологии. Не могу сказать, что я на своих уроках пользуюсь какой-то определенной технологией. Чаще всего использую игровые технологии, технологию «Метода проектов», технологию развития критического мышления. ..
Мною разработаны медиа-уроки, и внеклассные мероприятия с применением компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, проводится компьютерное тестирование:
«Проблемы смысла жизни и назначения человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс», «Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова»;
подготовлены презентации к урокам по биографии Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А Ахматовой, Н. В. Гоголя;
Часто обращаюсь к технологии критического мышления, которая открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости.
По тому, насколько ученик активен на уроке, насколько самостоятелен в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.
Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Уроки русского языка и литературы представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМ .
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.
Во-вторых, на уроках русского языка и литературы мы работаем с текстами. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМ предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМ .
В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМ , чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения.
В-четвёртых, главная цель любого урока - воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир.
Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.
Первый этап — вызов. Применение этого этапа на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома. Вызов — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики.
Второй этап — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».
Третий этап — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение—формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Развитие критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).
С использованием технологии критического мышления на уроке литературы можно познакомиться на примере уроков: « Раннее творчество Маяковского» и « Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов» 10 класс. Элементы критического мышления использованы на уроках: «Родина в творчество М.Ю. Лермонтова», «тропа к Н.А. Некрасову» и др.
Например, урок - исследование «Художественное мастерство Гончарова в романе» проходит в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Задание учащиеся получили заранее (для подготовки мультимедийных презентаций)
На этапе «вызов» учащимся предлагаются два задания:
А) задается вопрос «В каком случае меня поймут?»
Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске: говорю четко и ясно, привожу примеры, использую средства выразительности
Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Нужно обладать талантом и умением говорить!»
Прием «Составление кластера»
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
На этапе «Рефлексия» ребята получают задание:
«Напишите письмо какому-либо герою от своего имени»
Цель творческой работы в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного.
Прием «Составление синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности, эмоциональной.
Иногда на этапе «рефлексия» учащиеся получают задание составить «синквейн» (пятистишие), например на уроке « Раннее творчество Маяковского»:
Маяковский
резкий, бросающий вызов
поражает, пилит, рубит
уверенный, значимый, человек действия
Поэт!
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам, а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах причастий, о приставках ПРЕ-, ПРИ-). Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Поле чудус» «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Технология «Метод проектов».Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:
- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. («Моя семья», «Путешествие по литературным местам», «Сборник иллюстраций» по изученным произведениям, выпуск тематических стенгазет и др.)