Использование технологии проектного обучения на уроках обществознания
С первого дня работы в школе молодой учитель постоянно задается вопросами, которые никак нельзя оставить без внимания. Как заинтересовать учеников? Как обеспечить высокий уровень подготовки? Как помочь ребенку в поиске своего жизненного пути? Не только комплексное использование известных приемов и методов, но и разработка, применение новых способов работы с подрастающим поколением дают возможность решить поставленные задачи. Наиболее интересным и результативным из них является технология проектного обучения.
Именно в процессе работы над проектом у школьника развивается умение самостоятельно планировать цели, пути их достижения, осознано подходить к своему выбору для решения учебно-познавательных задач.
Особое значение необходимо отводить в формировании проектных умений на ранних этапах обучения. Введение пропедевтического курса обществознания в 5 классе дает такую возможность. Изучив определенную тему, как правило, это несколько параграфов, учитель проводит урок-проект.
Приведу пример. Все начинается с малого. После окончания работы с главой «Утро пятиклассника» учитель ставит задачу.
«Ребята, на протяжении трех занятий мы с вами говорили о том, как надо начинать день, чтобы он был приятным и успешным для вас, для родителей, для друзей и для учителя. До следующего урока у вас есть целая неделя. В течение этого времени вам нужно сделать следующее.
1. Составить для себя план-расписание «Мое утро – залог успеха».
2. Попробовать в течение недели вести себя правильно.
3. Определить ошибки.
3. Составить отчет о проделанном эксперименте. »
Школьники, планировали свой день, основываясь на знании учебного материала.
Такой проект дал возможность понять пятиклассникам связь учебного материала с жизнью, организовать свою работу, овладеть навыками неконфликтного общения. При демонстрации своей работы школьники учились отстаивать свою точку зрения, участвовали в дискуссиях. Большинство проектов было продемонстрировано с помощью проектора. Самостоятельный поиск информации для создания презентаций и видео, ее обработка. Дети подошли к заданию творчески.
Данный проект был ориентирован на самостоятельную деятельность школьника, но учитель на этом не останавливается. Интересным является использование коллективных проектов. В этом случае класс разбивается на группы. Каждый ее участник ставит должен выполнить свою часть коллективного задания. При подготовке проекта могут быть использованы специальные методы: тестирование, наблюдение, самонаблюдение.
Проект заканчивается конкретным результатом, который может быть реализован: индивидуальный распорядок дня, правила общения, план создания общественной организации («Котофеи») и т.п.
Оценка проектов осуществлялась по определенным критериям:
1. активность каждого участника проекта, самостоятельность;
2. демонстрация (аргументированный рассказ, умение отвечать на вопросы);
3. соответствие требованиям создания проекта.
Она может осуществляться самим педагогом, педагогом с участием учеников и даже самими учениками. Результат оценивания обязательно аргументируется.
Таким образом, школьники, участвуя в таких проектах, развивают свою общекультурную, социально-трудовую, коммуникативную и личностную компетенцию. Эта технология позволяет актуализировать знания ученика, вовлечь его в интересную, практически значимую работу.