СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологий в формировании УУД на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения русскому языку - это создание для ребенка оптимальных условий  обучения  в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законами и функциями родного языка, формирование орфографических и пунктуационных  умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса  ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе, т.е. формирование УУД. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологий в формировании УУД на уроках русского языка"»

Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка

Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является создание для ребенка оптимальных условий обучения в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законами и функциями родного языка, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе, т.е. формирование УУД.

Опыт педагогической деятельности доказывает, что основой преподавания русского языка в среднем звене является работа по овладению учащимися теоретическими знаниями, которые служат базой для формирования орфографических и пунктуационных навыков. Стабильный результат дает использование на уроке технологии применения опорных логических конспектов (ОЛК) при объяснении нового материала. Это, во-первых, способствует наглядному зрительному восприятию теоретических сведений, позволяет установить логические связи между отдельными лингвистическими единицами; во-вторых, экономит время, которое используется для закрепления изученной темы и выработки практических умений и навыков, умение работать с опорными логическими конспектами является одним из методов формирования универсальных учебных действий, оно будет востребовано при изучении других школьных дисциплин. Использование ОЛК позволяет осуществлять блочную подачу нового материала, в то же время подобный подход позволяет больше времени уделить формированию практических речевых умений у учащихся (устные и письменные работы по развитию речи).

Результативность технологии ОЛК проверяется с помощью тестирования, которое обычно используется по окончании изучения темы (например, «Глагол», «Имя прилагательное», «Наречие» и т.д.) с тем, чтобы выявить причины затруднений у обучающихся. Уроки повторения и обобщения теоретического материала обязательны, так как позволяют определить степень усвоения полученных знаний. Далее целесообразно применение технологии уровневой дифференциации обучения в выборе задания для учащихся (базовый уровень, повышенный, углублённый). Итогом каждого урока является обязательная рефлексия: организация в классе самопроверки и самооценки. Самооценивание обучающегося на уроке осуществляется по критериальному принципу, причём критерии сообщаются ученикам в начале урока. Рефлексия помогает учителю определить вопросы для дальнейшего совершенствования языковых компетенций учащегося, например, задание создать проверочную работу, тест, упражнение для слабоуспевающего или сильного учащегося.

Использование системно-деятельностного подхода на уроке особенно актуально сегодня: работа в парах, в малых группах; применение технологии сотрудничества и коммуникативного обучения речевой культуре. Ученикам в группах раздаются карточки с заданиями (набранным текстом, орфографическими и пунктуационными, лингвистическими задачами и т.д.), в ходе работы над которыми отрабатываются не только орфографические и пунктуационные навыки, но и умение выразительно читать текст, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты).

Для усиления практической направленности уроков русского языка регулярно проводятся уроки-практикумы. Основная цель этих уроков – обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить умения применять полученные знания в практических упражнениях. Например, в карточку урок-практикум входит работа с текстом, предложениями, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы, выделить главные члены предложения, расставить знаки препинания, исправить ошибки, допущенные в тексте, проделать различные виды разборов.

Наиболее сложной и ответственной задачей современного урока всегда было и остаётся поддержание высокого уровня учебной мотивации учащегося. Её решению способствует включение в урок игровых технологий, технологий интерактивного обучения, творческие задания и продуктивные задачи, которые повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.

Таким образом, применение различных педагогических технологий в учебном процессе должно гарантировать учителю достижение поставленных целей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!