Использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательный процесс осуществляется параллельно с оздоровительным, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья учащегося.
Создание и организация здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, интенсивность и большой объём усваиваемого учебного материала и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока. Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий приобретает первоочередное значение.
По мнению В. Д. Сонькинa, здоровьесберегающие технологии включают в себя:
1. условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Таким образом, данный вид технологий направлен, в первую очередь, на такую организацию учебного процесса в школе, которая ориентирована на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся.
Урок английского языка отличается большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и напряжения сил. Приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, анализировать информацию, поэтому задачей учителя наряду с созданием благоприятного климата на уроке, является выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учащихся, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке, особенно важно их применение на уроках английского языка в начальной школе. Реализации данных технологий могут способствовать разные приёмы: использование песенного и стихотворного материалов, смена видов деятельности, различные виды игр, физкультминутки, аутотренинг и т.д.
Смена видов деятельности – это приём реализации здоровьесберегающих технологий, заключающийся в целесообразном чередовании видов работы на уроке с целью предупреждения переутомления учащихся и созданию положительного эмоционального настроя учащихся.
В структуре УМК М.В. Вербицкой «FORWARD» для 2-4 классов учтены психологические особенности младших школьников: в рамках одного урока учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие чередовать активные виды работы (игры, песни, работа в парах) с более спокойными формами работы (чтение, аудирование, письмо), поддерживая мотивацию учащихся и регулируя степень их активности на уроке.
Стихотворения и рифмовки- это форма релаксации, основанная на специально написанных стихотворных текстах, построенных по законам ритма и рифмы. Применение стихов и рифмовок на уроке поддерживает работоспособность учащихся, способствует усилению их интереса к изучению английского языка и тренировке изучаемых языковых явлений.
2 класс, тема «Our street», у.9, с.20
Bees live in the garden,
Birds live in the tree,
A mouse lives in our classroom,
And fish lives in the sea.
2 класс, тема «A safari park», у.5, с.45
There were TEN fat monkeys,
sleeping in the sun.
TEN fat monkeys, sleeping in the sun.
Then along came a tiger,
looking for some fun.
There were NINE fat monkeys,
sleeping in the sun…
2 класс, тема «Our village», у.7, с.57
I’ve got a bicycle.
My dad’s got a van.
My brother’s got a football,
And my sister’s got a fan.
My friend’s got a fishing rod.
My teacher’s got a cat.
My grandma’s got some roller skates,
And grandpa’s got a bat.
Песни – это приём реализации здоровьесберегающих технологий, который предоставляет учащимся возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снимает утомляемость за счёт эмоционального настроя.
Песен в УМК «FORWARD» много, но для релаксации целесообразно выбирать весёлые, шуточные песни.
4 класс, тема «In the rain forest», у. 9, с. 27
Песня «Why can’t a porcupine smile?» Это и психологическая разрядка, и физкультминутка, и смена деятельности на уроке.
Sometimes when I’m sitting in the bath,
I think of silly questions which always make me laugh.
Sometimes in the shower or in the bath,
I sing these silly questions which always make me laugh.
And the questions go like this…
Why can’t a porcupine smile?
Why can’t an elephant sing?
Why can’t a pelican boil an egg,
When I can do all of these things?
Silly questions make you giggle.
Silly questions make you laugh.
Silly questions don’t have answers
When you’re in the shower
Or you’re sitting in the bath.
2 класс, тема «Colours», у. 7с. 13
Песня «Can you colour a rainbow?»
Сan you colour a rainbow?
Can you colour your eyes?
Can you colour the summersun?
Can you colour the skies?
Сan you colour a rainbow?
Can you colour the tree?
Can you colour the summersun?
Can you colour the sea?
Colour it red.
Colour it blue.
Colour it yellow, but colour it true.
Colour it green.
Colour it blue.
Colour it orange, but colour it true.
3 класс, тема «What can you do?», у. 6, с. 49
Песня «I can be anything»
When I’m playing I pretend,
And when I pretend,
I can be anything!
I can be a crocodile, with great, big, yellow eyes.
I can be an eagle, flying through the skies.
I can be an elephant.
I can be a snake.
I can be a tiger.
I can be anything …
2 класс, тема «Our village», у. 13, с. 59
Песня «Old MacDonald» позволяет учащимся имитировать движения и подражать «речи» обитателей фермы. Такие песни делают процесс обучения не только увлекательным, но и продуктивным.
Old MacDonald has a farm, E-I-E-I-O!
And on that farm he has a duck, E-I-E-I-O!
With a quack, quack here and a quack, quack there
Here a quack, there a quack,
Everywhere a quack,quack!
Old MacDonald has a farm, E-I-E-I-O!
Физкультминутки – это форма релаксации, направленная на снятие умственного напряжения и благотворно влияющая на восстановление работоспособности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействует на чувства и сознание ребят.
Весёлая разминка, которая позволяет подвигаться и снять усталость.
Boys hands up!
Boys hands down!
Boys and girls
Turn around!
Girls hands up!
Girls hands down!
Girls and boys
Turn around!
2 класс, тема «I’m standing on my head», у. 7, с. 69
Учащиеся слушают/исполняют песню «Circle» и повторяют движения вместе с учителем.
Сome along and join our circle.
Put out your hands and make a circle.
Step to the right and sing!
Step to the right and sing, sing, sing!
Now make pairs with arms crossed over.
Make up a pair with arms crossed over.
Now all together swing!
Now all together swing, swing, swing!
2 класс, тема «I’m making a robot», у. 8, с. 51
Песенка-пантомима «The robot’s song»
Let’s all walk like a robot!
Then tell me how a robot walks.
Well, it’s forward and back
With a clunketty-clack.
That’s how a robot walks.
That’s how a robot walks.
Let’s all talk like a robot!
Then tell me how a robot talks.
Well, it’s ticketty-tick
And clicketty-click.
That’s how a robot talks.
That’s how a robot talks.
Игра – одна из важнейших форм релаксации, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие, но в то же время, развивающая познавательную активность ребёнка, образное мышление и творческое воображение.
Игра - пантомима. 3 класс, тема «A project about Australia», у.8, с.31
Guess the animal. Act it out. The group guesses.
Are you a rabbit?
No.
Are you a kangaroo?
Yes.
3 класс, тема «At the swimming pool», у.14, с.21
Игра «Swimming race». Choose a lane and answer the questions. Выберите дорожку и ответьте на вопросы. Выиграет тот, кто правильно ответит на все вопросы первым.
Настольные игры с волчком/ кубиком и фишками.
3 класс, тема «What time is it ?», у. 16, с. 83
Game: Is it a good idea? Вращайте зелёный и красный волчки. Прочитайте в задании, что значат выпавшие буквы и разыграйте диалог по образцу.
A = half past one A = have dinner
B = half past three B = have breakfast
C = eight o’clock C = go to bed
D = ten o’clock D = play a game
E = half past six E = have lunch
F = five o’clock F = climb a mountain
Example: Example:
-It’s half past one. –It’s eight o’clock.
-Let’s have breakfast. – Let’s have dinner.
-No! - Yes!
Инсценирование (драматизация) – разновидность релаксации на уроке английского языка, способствующая не только снятию усталости, но и развитию навыков общения и расширению кругозора учащихся.
Стихотворение, которое можно инсценировать. Группа делится на команды. 1-я команда задаёт вопрос, 2-я команда показывает действие; затем команды меняются местами.
Сan you hop like a rabbit?
Can you jump like a frog?
Can you walk like a bear?
Can you run like a dog?
Can you fly like a bird?
Can you swim like a fish?
All be still, like a good child,
As still as you wish.
Группа выбирает «лежебоку», задаёт ему вопросы, на которые он отвечает фразой: «I’m a coach potato. I like TV». Оставшиеся ученики делятся на 2 команды. Первая команда задаёт вопросы второй команде, которая в свою очередь обвиняет «лежебоку».
Do you like to swim?
Do you like to ski?
I’m a coach potato. I like TV.
Does he like to swim?
Does he like to ski?
He’s a coach potato. He likes TV.
He doesn’t like to swim.
He doesn’t like to ski.
He’s a coach potato. He likes TV.
3 класс, тема «Goodbye!» у.6, с.56
Imagine you are Ben. What must Cody do? Talk to your friend.
Примерный разговор:
- Can you look after my hamsters, please, Cody?
-Yes, of course. What must I do?
-You must give them water and food.
-Must I walk them in the park?
-No, you mustn’t.
Пальчиковые игры - это приём реализации здоровьесберегающих технологий, способствующий повышению интереса к предмету, концентрации внимания, дающий возможность снять психологические трудности, возникающие при общении. Это прекрасная возможность общения с детьми на уровне тактильных ощущений.
Tommy Thumb
(Дети тренируют пальчики рук)
Where are you? (Show your thumb)
Here I am, here I am
How do you do?
Peter Pointer (index finger)
Where are you?
Tobby Tall (middle finger)
Where are you?
Rubby Ring (ring finger)
Where are you?
Baby Small (little finger)
Where are you?
Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет огромное значение для повышения работоспособности учащихся, сохранения их здоровья и творческих способностей личности.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни учащихся, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку.
Библиография:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
3. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
4. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
5. УМК М.В. Вербицкой «FORWARD» 2-4 класс