СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здлровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учебного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Актуальность.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а

не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования последних лет показывают, что:

- около 25-30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в здоровье;

- за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза;

- число близоруких детей увеличивается в 3,9 – 12,3 %;

- с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 – 16,4 %;

- нарушение остроты зрения по России до 30-40 %.

По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?

Видимо дело в том, что мы взрослые, считаем: для детей самое главное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями?

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они стали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».

В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения.

Самые важные компоненты здорового образа жизни:

        • Ежедневная двигательная активность учащихся.

        • Ежеурочная физическая пауза.

        • Рациональное питание.

        • Соблюдение правил личной гигиены.

        • Соблюдение рационального режима суток.

        • Отказ от вредных привычек.

        • Безопасное поведение на улице, в игре.

        • Профилактические упражнения.

Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.

Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Продолжительность активного внимания на уроке составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает работоспособность, 50 % учащихся начинает отвлекаться.

На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:

- физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;

- гимнастика для глаз;

- подвижные дидактические игры;

- динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

Проводимые упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, а также доступны на ограниченной площади.

Физкультурно-познавательный компонент на уроках русского языка.

На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, скороговорки, загадки, пословицы на тему здоровья. Ребята объясняют значение пословиц, а также объясняют и вставляют пропущенные орфограммы.

При изучении темы «Имена прилагательные» предлагаю подобрать синонимы и антонимы для характеристики здорового человека (сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый) и т. д.





По теме «Приставки» учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, за- в словах бег, разбег, побег, забег, а затем вставляют эти слова в предложения или составляют самостоятельно. В ходе работы ведется беседа о здоровом образе жизни, о занятиях учащихся в спортивных кружках. После беседы ребята пишут сочинения о любимом виде спорта.

По теме «Правописание слов с парными согласными» предлагаю составить и записать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка, матч, холод, грипп, душ, лед и т. д.

Работая со словарными словами: теннис, футбол, хоккей, дети знакомятся с этими видами спорта. Узнают, какие полезные качества развивают эти виды спорта. Каких знаменитых спортсменов они знают. Для чего нужно заниматься спортом и т. д.

Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса к занятиям физкультурой. Так, ребятам предлагается прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту или выписать глаголы, говорящие о здоровом образе жизни, или найти слова с безударными гласными в корне и т. д.

Соответствующие материалы подбираются и к другим программным темам. Проводимые беседы на уроках, заставляют задуматься о необходимости заняться спортом.

Уроки математики с позиции здоровьесбережения.

На состояние здоровья детей в период обучения в школе влияют не только уроки физ-ры, но и то, как и чему учат на уроках математики.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач учителя, но при этом, учитывая принцип «НЕ навреди».

Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Традиционно проблему развития познавательного интереса ребенка решаю средствами занимательности в обучении математики. Появление на уроке необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми для детей понятиями, возникновение новых «почему» там, где казалось бы уже все ясно и понятно. Наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребенку.

Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний, и самое главное, сохранить психологическое здоровье



учащихся. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки.

Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность. С этой целью предлагаю дифференцированные задания, в которых использую пословицы, кроссворды и т. д. Хочется отметить, что подобные задания желательно проводить как можно раньше. Чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой. Опыт показывает, что детям под силу сочинить «математическую сказку», где действующими лицами становятся цифры, знаки, фигуры.

С большим удовольствием на уроках дети решают старинные исторические задачи, задачи-шутки, отгадывают загадки и т. д.

Задания занимательного характера использую во время устного счета или на уроках закрепления пройденного материала. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение учащихся. У ребят появляется интерес к учебе, появляется вера в свои силы, дети перестают бояться неудач, появляется смелость браться за сложные задания.

Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий.

В данной главе хочется сказать об образовательном воздействии живой природы на здоровье младшего школьника. Прогрессивные возможности отдалили нашего современника от его естественного окружения. В результате выросли поколения людей, полностью отчужденных от природы. А это все приводит к широко распространившимся неврозам, психическим заболеваниям, депрессиям, алкоголизму, наркомании. Человек теряет гармонию с окружающим миром и самим собой.

Период младшего школьного возраста – это возраст, когда ребенок чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. И если правильно вести работу по воспитанию здорового образа жизни, то перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

Какие средства помогут сформировать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни?

Ответы на эти вопросы заложены в арсенале традиционных для школы средств, имеющих огромный здоровьеформирующий потенциал, а именно учебная дисциплина «Окружающий мир».



Действительно данный предмет включает в себя достаточно много тем, позволяющие формировать понятия о здоровом образе жизни. Это «Времена года», «Человек - живой организм», «Береги здоровье», «Питание и здоровье», «Безопасность на дорогах» и. д.

Большой интерес у детей вызывают уроки, проходящие в нетрадиционной форме: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВНы. Такие уроки дают возможность каждому ученику принять участие в достижении цели урока.

Таким образом, создавая специальные условия для активизации здоровьеформирующего потенциала, повышая уровень знаний о здоровье, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни.

Внеклассная и внеурочная работа в аспектах здоровьесбережения.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие методы и формы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.

Главной формой внеклассной работы является классный час. На протяжении 3 лет классные часы проводились по следующим направлениям:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- режим дня, учебы и отдыха;

- основы правильного питания;

- личная гигиена;

- значение физкультуры и закаливания;

Ванным аспектом в воспитательном процессе является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. Тесная связь с



родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. Поскольку родители являются социальными заказчикам школы, они должны и с удовольствием участвуют в различных классных и школьных мероприятиях.

Заключение.

Понятна истина: если нет здоровья, все остальное бессмысленно.

Владея современными педагогическими знаниями, работая в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, со всеми социальными службами, используя здоровьесберегающие технологии, получаю положительные результаты.

Приложение.

Укрепление зрения

Специальную гимнастику для глаз - она способствует укреплению структур глаза и улучшению зрения, профилактике возникновения и прогрессирования близорукости и дальнозоркости и астенопии (утомляемости глаз).

Упражнения:

1.Быстро и легко моргать 2 минуты.

Способствует улучшению кровообращения.

2.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.

Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаза. Повышает тонус круговой мышцы глаза, тем самым предотвращает и уменьшает морщинки!

3.Перемещать взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке, вправо-влево, вверх вниз, восьмеркой).

Укрепляет все мышцы глаза.

4.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки. Через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 раза .

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

5.Стоя возле окна, сосредоточиться на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводить взгляд на удаленный объект. Повторить 10 раз.

Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Укрепление мышц рук

1. Вращение кистями в правую и левую стороны. Затем, трясем некоторое время руками, как бы отряхивая от воды.

2.Поставьте локти на стол в вертикальном положении. Легко и свободно сгибайте и выпрямляйте кисти рук.



3.Руки положите на стол и выполняйте круговые движения внутрь и наружу.

4.Соедините ладони на уровне плеч. Старайтесь отвести пальцы как можно дальше друг от друга, при этом, ладони должны быть соединены.

5.Сжимайте руку в крепко в кулак и быстро разжимайте, при этом, раздвигая пальцы.

6.Выпрямите ладонь. Начните сгибать пальцы по очереди, начиная с мизинцы. Разгибайте пальцы, начиная с большого пальца.

7.Вращайте большим пальцем сначала одной, потом другой руки в правую и левую стороны (по минуте в день).

8.Аккуратно выгибайте каждый палец, отгибайте ладони назад. Это поможет укрепить гибкость и упругость рук.

9.Выполняйте круги вытянутыми в стороны руками. Следите, чтобы в выполнении упражнения принимали руки только до локтя.

10.Начертите в воздухе вытянутыми руками большую восьмерку. Плечи должны оставаться неподвижными. Сделайте по 10 подходов каждой рукой.

11.Прижмите локти к туловищу, руки сожмите в кулаки. Энергичным движением выбросьте руки вперед, вернитесь в исходное положение и снова повторите выброс рук только в стороны. Количество повторов – 12 раз.

12.Поднимите руки над головой. Тянитесь руками как можно выше, на отрывая ступней от пола. Затем свободно опустите руки вдоль тела, расслабляя мышцы.

13.Расслабьте руки вдоль тела. Свободно потрясите ими, при этом, стараясь не двигаться плечами. Это упражнения поможет снять накопившуюся усталость в руках.

Релаксационные упражнения для мимики лица

1.Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), рассла­биться. Постараться сохранить лоб абсолютно глад­ким хотя бы в течение нескольких секунд.

2.Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.

3.Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.

4.Зажмуриться — расслабить веки.

5.Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.

6.Поднять верхнюю губу, сморщить нос — рассла­биться.

7.Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

8.Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.



.