УДК 372.87
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Никулина К. А.,
Курский государственный университет
п. Шерекинский Льговского р-на Курской обл., Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. В статье освящается роль исполнительской деятельности учителя музыки в развитии музыкальной культуры обучающихся в условиях начального музыкального образования, излагаются основные музыкально-исполнительские компетенции учителя музыки.
Ключевые слова: урок музыки, музыкальная культура, начальное музыкальное образование, учитель музыки, музыкально-исполнительские компетенции.
Abstract. The article highlights the role of the performing activity of a music teacher as the main factor in the development of musical culture of students in the conditions of primary music education, outlines the main musical and performing competencies of a music teacher
Key words: music lesson, musical culture, primary music education, music teacher, musical and performing competencies.
В настоящее время в отечественном школьном образовании актуализировалась потребность в формировании музыкальной культуры обучающихся как важной составляющей их духовной культуры, которая объясняется тем, что обществом востребованы самостоятельные, креативные, социально активные личности с развитой эмпатией, обладающие нравственными ценностями, личной ответственностью, имеющие собственную обоснованную точку зрения на то или иное культурное явление.
Младший школьный возраст – это важный период в жизни человека, который характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление конкретных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, музыкальные вкусы и увлечения, закладывается опыт музыкально-творческой деятельности, т. е. происходит становление музыкальной культуры личности. К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка Д. Б. Кабалевский относил музыкальный опыт, музыкальную грамотность, и музыкально-творческое развитие, которые являются её стержнем и содержанием [Кабалевский, 2004].
Проблемой формирования музыкальной культуры школьников целенаправленно занимались многие отечественные ученые и педагоги-практики, начиная с 50-х годов ХХ века, в их числе Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр и многие другие. Понятие «музыкальная культура» – сложное и неоднозначное. Но, почти все педагоги сходятся в том, что одним из важнейших факторов, способствующих её формированию, является исполнительская деятельность учителя музыки, которая формирует интерес и приобщает учащихся к «золотому» музыкальному фонду.
Известно, что учитель музыки должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает исполнительская деятельность, поскольку через нее он имеет возможность систематически осуществлять музыкальное воспитание школьников, положительно воздействуя на их эмоции, мотивы поведения и интересы. Реализация этого воздействия невозможна без качественной исполнительской подготовки педагога-музыканта.
Современный учитель музыки сам должен обладать высоким уровнем музыкально-исполнительской культуры, педагогическим мастерством, творческими навыками, а также наличием знаний и профессиональных умений в области музыкального исполнительства. Так как педагог для ученика – это главный и непосредственный проводник в мир музыки, от глубины понимания и уровня исполнения им музыкальных произведений зависит результат формирования музыкальной культуры обучающихся.
В работах О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, Л. Г. Арчажниковой, Г. М. Цыпина и др. уделяется большое внимание выявлению значимости исполнительской деятельности учителя музыки для эффективного решения стоящих перед ним профессиональных задач. Исследователи акцентируют ее важность, но не дают целостного представления о самом процессе формирования музыкальной культуры младших школьников посредством исполнительской деятельности учителя музыки.
Заметим, что собственное исполнительство учителя музыки является одной из ключевых основ его музыкально-педагогической деятельности. Ни одно техническое средство не может заменить того влияния на музыкальное восприятие детей, которое оказывает на них живое звучание музыки в исполнении педагога. Яркий и впечатляющий показ способен в большей степени взволновать творческое воображение ученика, чем звучание музыки в записи даже высокого качества.
При такого рода педагогическом воздействии и при грамотной организации учебной деятельности в «живом» общении с музыкой начавшие свое формирование в младшем школьном возрасте интерес и увлеченность музыкальным искусством и творчеством получают на уроках музыки свое непрерывное развитие.
В современной системе образования достаточно полноценно функционируют различные средства обучения, способствующие формированию музыкальной культуры младших школьников. Благодаря им, с помощью разнонаправленной музыкальной деятельности на уроках музыки младшие школьники учатся видеть и слышать прекрасное в искусстве и жизни. Но, на наш взгляд, этого недостаточно. Для развития полноценной музыкальной культуры младших школьников, воспринимающих в силу возраста окружающий их мир в большей степени эмоционально, крайне важна исполнительская деятельность учителя, которая должна являться непременной частью всех музыкальных занятий.
Кроме того, при организации музыкально-творческой деятельности младших школьников им необходим наглядный показ учителем разных исполнительских приемов: исполнения песни, дирижирования и пластического интонирования музыки, игры на элементарных музыкальных инструментах, ритмического и танцевального движения под музыку, музыкальной импровизации и художественной интерпретации, драматизации музыкальных образов и др.
В каждом виде исполнительства младшие школьники получают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельном творчестве. Использование специальных приемов для каждого вида деятельности на уроке музыки усиливает потребность общения ребенка с музыкальным искусством, повышает его музыкальную культуру.
Так, например, обучая детей пению, учитель показывает личным примером приемы звукообразования, правильного дыхания, произношения (пропевания) гласных и согласных. В выразительном исполнении вместе с детьми музыкально-ритмических движений во время «приветствия» или физкультминутки, вокально-двигательных разминок, музыкальных игр, пластического интонирования и т. п. при непосредственной сотворческой деятельности учителя специальные навыки развиваются у младших школьников более эффективно. Также необходим показ приемов игры на элементарных музыкальных инструментах, поскольку многие исполнительские приемы дети осваивают, копируя учителя.
Демонстрируя на уроках музыки разнообразные игровые приемы, учитель облегчает детям понимание музыкальной драматургии произведения и его художественных ценностей. Смысл слова «играть» обозначает «развлекаться». Но на уроке музыки обычно имеет место игра музыкальная, условием которой является выполнение детьми специальных заданий, упражнений, нацеленных на изучение, освоение и закрепление музыкально-теоретического материала [Гринь].
Разыгрывая на занятии по ролям драматическую основу, дети всегда с удовольствием включаются в работу. Умение мыслить образно и воспроизводить предметы окружающей действительности формирует у младших школьников художественное и пространственное мышление, коммуникативные навыки, способность самовыражаться и взаимодействовать в коллективе, столь необходимые для развития гармоничной личности.
Отсюда следует, что во всех видах творческой деятельности на уроках музыки, как в ходе выполнения практических заданий, так и в процессе приобретения теоретических знаний у учеников начальной школы развивается музыкальная культура, сопрягаемая с исполнительской деятельностью учителя музыки.
Исполнительская деятельность предполагает наличие у учителя музыки рада способностей:
к отбору музыкального материала;
к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций;
вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
к общению с учащимися, сотрудничеству, эмпатии;
к творчеству, организации учебно-познавательной и творческой деятельности;
проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние [Асафьев].
Исполнительская деятельность учителя также имеет свои особенности. Любой исполнитель не просто расшифровывает авторскую информацию, но и творчески относится к ней, ибо его конечной целью является передача художественной идеи, замысла произведения слушателю вместе со своим пониманием и отношением [Исполнительская деятельность]. В свою очередь, слушатель, декодируя воспринятую от исполнителя информацию, строит на ее основе (с привлечением всего имеющегося у него жизненного и культурного опыта) собственную творческую версию музыки [Якупова].
Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (исполнение учителем музыки на инструменте) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию у них высоких музыкальных потребностей [Кабалевский, 1978].
Из этого следует, что исполнительская деятельность учителя музыки представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, владение которыми является не только показателем профессионального мастерства педагога, но и фактором развития музыкальной культуры младшего школьника.
Для успешного формирования музыкальной культуры обучающихся учитель музыки должен обладать музыкально-исполнительскими компетенциями, которые включают в себя: игру на инструменте; сольное пение; пение в ансамбле с учащимися; игру на элементарных музыкальных инструментах; дирижирование (хором, оркестром народных музыкальных инструментов, и др.); музыкально-пластическое движение и т. д.
В. Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника...» [Чаша мудрости]. Поэтому одной из ключевых способностей педагога в сотворчестве с учениками выступает его индивидуальность и артистизм, наиболее ярко проявляющийся в музыкально-исполнительской деятельности. Умение выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приёмы, творческие задания, так как все это позволяет вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие и во многом обеспечивают успех в достижении главного результата педагогической деятельности учителя – формировании музыкальной культуры обучающихся.
Литература:
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Просвещение, 1973. 375 с.
Гринь Н. А. Методы для развития культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. URL: https://infourok.ru/metodi-dlya-razvitiya-kulturi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-muziki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-3971932.html???history=0&pfid=1&sample=32&ref=0 (дата обращения: 19.11.2022).
Исполнительская деятельность учителя музыки URL: https://infourok.ru/ispolnitelskaya-deyatelnost-uchitelya-muziki-muzikalnogo-rukovoditelya-2760046.html (дата обращения: 19.11.2022).
Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: кн. для учителя / сост. И. В. Пигарева. М.: Книга, 2004. 191 с.
Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ: сб. статей. Вып. 1. М.: Просвещение, 1978. 210 с.
Чаша мудрости. Афоризмы, цитаты, изречения. М.: Детская литература, 2012. 230 с. URL: https://www.libfox.ru/676118-sbornik-chasha-mudrosti-aforizmy-tsitaty-izrecheniya.html (дата обращения: 11.12.2022).
Якупова А. Н. Вопросы подготовки музыканта-педагога: межвуз. сб. статей. Вып. 2. Магнитогорск: Издательство МаГК, 1997. 456 с.