СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование базовых образовательных технологий на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование образовательных технологий на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Использование базовых образовательных технологий на уроках русского языка в начальной школе»

Тема моего выступления

«Использование базовых образовательных технологий

на уроках русского языка в начальной школе».


В учебном процессе работаю по образовательной системе "Перспектива", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

  За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, технологии проблемного обучения, проектного обучения, технологию проектирования и технологию развития критического мышления.

Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения.  

(Слайд 4) "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

(Слайд 5)

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные» 2 класс.

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Или 4 класс тема «Именительный, винительный падеж имен прилагательных во множественном числе. СЛАЙД 6. В начале уроке запись словосочетаний под диктовку: читаю интересные книги, вижу нежные незабудки, переплываю широкие реки, рисую игривых котят и тд.

- Найдите лишнее словосочетание? Почему?

- Поставьте учебную задачу урока?

Учащиеся самостоятельно ставят учебную задачу и цель урока.

     СЛАЙД 7.  В преподавании русского языка использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по русскому языку и другим дисциплинам: литературному чтению, музыка, изобразительное искусство. СЛАЙД 8. НАПРИМЕР, на интегрированном уроке русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки во 2 классе на тему «Первый снег». Учащиеся не только повторили правописание безударной гласной в корне, но и познакомились с творчеством русского поэта И. Бунина его стихотворением «Первый снег», музыкальными произведениями П.И. Чайковского, с картиной А. А. Пластова «Первый снег». Основным итогом урока стало освоение и активное использование речевых средств для решения  задач, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. На уроке использовались здоровьесберегающая, информационно – коммуникативная технология и технология проектной деятельности.

Интегрированные уроки в 3-4 классах провожу при написании сочинений по картинам. Ученики рассматривают репродукцию, выбирают музыкальную композицию, читают стихи. У детей нет страха при написании сочинений.

       Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

СЛАЙД 9 (технологии…)

В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Задачи учителя – довести слабых учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.

Осуществляя групповую дифференциацию, я руководствуюсь следующими требованиями: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени.

На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на различных этапах урока.

СЛАЙД 10. Приведу пример, 2 класс «Знакомство с предлогами».

На этапе закрепления знаний о предлоге. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. ( слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубахе.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

        СЛАЙД 11. Информационно – коммуникативные технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности). СЛАЙД 12. Приведу пример урока на тему: « Путешествуем, играем, повторяем» («Правила записи слов с проверяемыми орфограммами в корне»).

1 группа.

Составьте памятку проверки безударной гласной в корне.

2 группа.

Составьте памятку проверки парной согласной.

3 группа.

Составьте памятку проверки непроверяемых гласных в корне.

Правила работы в группах.

Нельзя думать, что эта работа, приносит результаты с первых уроков, для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.


СЛАЙД 13. Также на уроках русского языка можно внедрить метод кейс – технологии, кластер - технологии СЛАЙД 14-15

Особенностью этих методов технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

СЛАЙД 16. Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Но это для, более старших школьников. Для начальных классов мы называем кейс – портфель знаний. В портфель знаний входят таблицы, кластеры изученных тем.

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  • Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  • Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.

Роль кейс - технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные (интеллектуальные)

1. Освоение методов анализа и критического мышления
2. Умение работать с текстом
3. Создание авторского продукта
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
5. Освоение методов сбора данных 

Действия учителя в кейс – технологии:

  • создание кейса или использование уже имеющегося;

  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

  • работа с кейсом;

  • организация презентации решений в малых группах;

  • организация общей дискуссии;

  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

  • оценивание учащихся преподавателем


СЛАЙД 17. метод кейс – технологии. Пожалуйста, разбейтесь на группы. Выберите командира группы. Этот педагог должен будет организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное.

1кейс:

Орфограмма: «Имя существительное единственного числа»

Вопросы:

  1. Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.

  2. Приведите примеры таких слов.

Урок в 4 классе «Обобщение».

       СЛАЙД 18. На уроках русского языка обобщения и систематизации изученного материала применяется проектная деятельность. В результате учащиеся овладевают умениями создавать свои собственные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение). Данные уроки с применением проектной технологии строятся на межпредметной основе. Проекты позволяют интегрировать занятия по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру. В 1-2 классах дети выполняют под руководством учителя. В 3 - 4 классах самостоятельно.

СЛАЙД 19. В 3 классе каждый учащийся класса составил проект – таблица «Все о слове». Эта методика заимствована у педагога Каясовой Т.А. Некоторым ученикам были даны шаблоны. Сильные учащиеся работали над созданием таблицы самостоятельно. В итоге, проекты получились очень интересными.

СЛАЙД 20. Также в работе можно использовать словарные диктанты Каясовой Т.А. Учащиеся пишут по 15 – 18 слов на изученные орфограммы и слова на восприятие.

Слайд 21. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль);

  • в качестве закрепления, упражнения, контроля

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

СЛАЙД 22. Ежедневно в процессе обучения использую здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (физминутки, физминутки для глаз, динамические паузы).

Со II полугодия 1 класса при письме использую зеленый цвет. В 4 классе дети на автомате зеленой ручкой выделяют изученные орфограммы. Это помогает запомнить, изученные орфограммы.

Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Для меня главное, ведущей педагогической идеей является – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам.

СЛАЙД 23(заключение)

СЛАЙД 24(спасибо за внимание)