СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр на уроках русского языка при работе в группах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр на уроках русского языка при работе в группах»

Слайд-1« Использование дидактических игр на уроках русского языка при работе в группах»

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества. Развитием самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Слайд -2 Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Слайд -3 Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание ).

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы и минусы групповой работы

Слайд -4 Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.



Слайд -5 Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  2. Учитывать особенности состава группы.

  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  4. Распределять роли между участниками группы.

  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.


Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности при работе в группах. Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Ведь именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные.

Таким образом, игра- форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса . Исходя из этого, я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.


Проводя дидактические игры, я целенаправленно воздействую на детей, продумываю методические приемы проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняю материал с учетом требований программы.

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Игра на моих уроках носит обучающий характер, в процессе игры учащиеся приобретают новые навыки и знания.



Слайд -6 Дидактические игры можно применять на разных этапах урока:







Хочу поделиться опытом  какие дидактические игры я применяю при работе в группах на уроках русского языка.

Слайд -7 Игра 1. Лото.

Оборудование для игры. В комплект лото входит несколько листов, в каждой из которых написаны глаголы.

На маленьких карточках, записываются предложения с пропущенными глаголами, соответствующие словам-отгадкам. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству предложений..

Дидактическая задача – запомнить графический образ глаголов.

Игровая задача – заполнить поле карточками со словами.

Игровые действия – вставить нужное слово в предложение, заполнить свою карточку


словами-отгадками.


1. Я … из комнаты в коридор.

2. Преподаватель … в аудиторию и начал читать лекцию.

3. – Ивана нет дома. Он … на стадион, – сказала его сестра.

4. – Директор …, он сейчас вернётся, вы можете подождать его здесь, – сказала секретарь.

5. По дороге домой я … в гастроном

6. Он … к окну и посмотрел на улицу.

7. Он … до двери и остановился.

8. Я … все магазины, но не мог купить подарок для подруги. 9. У него так заболели зубы, что он с трудом … до поликлиники.

10.Поезд … от станции точно по расписанию.

11.Я … через парк и не встретил ни одного человека.

12.Я … на занятия первым.

13.Корабль … в море ранним утром.

вошел

вышел

дошёл

зашёл

перешёл подошёл

ушёл

вышел

дошёл

обошёл


отошёл

пришёл



прошёл

Результат игры - выигрывает та группа, которая первым закроет карточками все слова своего листа, зрительное восприятие и запоминание слов.

Формируемые познавательные УУД: логические - анализ и синтез.

Эту дидактическую игру можно проводить не только на уроках, но и на занятиях во внеурочной деятельности.

Слайд -8 Игра 2 . Выберите нужный глагол.

  • Дидактическая задача – запомнить графический образ глаголов, написание приставок и разделительных знаков.

  • Игровая задача – соединить предложение с нужным глаголом.

  • Игровые действия – вставить нужное слово в предложение, заполнить свою карточку словами-отгадками.

1. Как Вы …? – спросил дядя.

2. Когда вы … в Екатеринбург?

3. Они … на озеро, остановили машину на берегу и пошли в лес.

4. Друзья … всю Европу.

 5. Мы … на вокзал за 15 минут до отхода поезда.

6. Все студенты уже … по своим городам.

7. Мы … из Москвы в семь часов утра.

8. Жильцы ещё не … в новый дом.

9. По пути мы … за Петром и … купаться на озеро Шарташ.

10. Машины … в тёмный лес.

11. Подруги заговорились в трамвае и … свою остановку.

12. Мы … всего двадцать километров, как у нас кончился бензин.

13. Концерта не будет, потому что артисты не … .

14. Мы … до вокзала за полчаса.

15. Вдруг передние колёса машины на что-то ... .

въехали выехали доехали заехали наехали объехали поехали приехали проехали разъехались

Результат игры – после соединения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказывать правильность своих действий.

Формируемые познавательные УУД: логические – умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам, общеучебные – осознанное построение устного высказывания.

Слайд -9 Игра 3. «Найди лишнее»

Дидактическая задача – сформировать умение находить слова с подходящей приставкой.

Игровая задача – вычеркнуть лишнее слово в каждом ряду.

Игровые действия – у каждой группы своя карточка. Правила игры – вычеркнуть лишнее слово из каждого ряда.

Результат игры – чья группа быстрее и правильно выполнит задание.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

Слайд -10 Игра 4. «Синонимы»  

Дидактическая задача – сформировать умение подбирать синонимы к слову.

Игровая задача – назвать синонимы к определенному слову.

Игровые действия – называют синонимы к слову Ехать .

Правила игры –Попробуй за 3 минуты назвать как можно больше синонимов к слову ЕХАТЬ.

Результат игры– научатся подбирать синонимы к определенному слову.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).


Сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру .

Слайд -11 Игра 5. «Слово на ладошке»

Дидактическая задача – сформировать умение называть слова по определенному признаку.

Игровая задача – вспомнить и записать как можно больше слов по теме.

Игровые действия – ищут слова в определенном месте (например, в огороде: копать, полоть, поливать; в школе:  писать, читать. Считать и т.д).

Правила игры – учитель говорит слова и дает задание. Обучающиеся должны вспомнить и записать как можно больше слов по теме. «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем( называю чисо слов 32) слова в.....огороде, в школе.

Результат игры – научатся называть слова по определенному признаку.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).

Слайд 12 .

Игра «Орфографисты»

ЗАДАНИЕНайти и исправить ошибки в предложениях,  аргументировать свой ответ.

“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.

Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.

1 група - Прашу ножать если незапускают.

2группа - Прошу падергать если ниаткрывают.

Слайд -13 Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей приглашения.



Дети определяют, куда их пригласили.

огород 

парк 

море 

школа 

столовая 

зоопарк 

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра «Путаница»

1 группа Слайд - 14

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

2 группа ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ,

(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)

Слайд 15

При подведениии итогов можно проводить игру которая называется «Без маски»

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Предлагаювам сыграть в эту игру.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я...»

«Мне бывает стыдно, когда...»

«Особенно меня раздражает, что я...»

  

Слайд -16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положительные результаты в использовании дидактических игр при групповой работе на уроках русского языка.

Положительные результаты в использовании дидактических игр

  • психологический комфорт в общении;

  • воспитательное значение;

  • создание творческого характера мышления в работе;

  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;

  • возможность добывать знания самостоятельно;



  • возможность открыто помогать друг другу;

учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания  

Я себя я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы.

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- - уважать иное мнение;

- стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!