СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр при изучении таблицы умножения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования навыков табличного умножения является одной из актуальных. Дидактические игры способствуют прочному усвоению знаний.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр при изучении таблицы умножения»

Использование дидактических игр при изучении таблицы умножения


Куликова Галина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Яха


Проблема формирования навыков табличного умножения являлась и является одной из актуальных. Именно начальная школа должна заложить основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на последующих этапах обучения.

Навык приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления необходимо проводить упражнения в игровой, занимательной форме. Дидактические игры помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.


Составить слово

На доске записаны примеры. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из учеников решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек с числом, соответствующим ответу примера (на обороте карточки написана буква).

Команда, первая составившая слова, побеждает.


Перетягивание каната

На доске записаны примеры справа и слева их количество одинаковое.По команде учащиеся начинают записывать соответствующие ответы, один слева, другой – справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.


Живая математика

У учащихся табличка с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример. Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого табличка с нужной цифрой. Лучше давать примеры на деление. Если в ответе двузначное число, ТОО его показывают двое учеников.


Лыжники

На доске записаны два ряда примеров для двух вариантов. Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил примеры. Кто споткнулся, того берет на заметку. Для быстрой проверки привлекаются консультанты.


Делится – не делится

Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 без остатка.


Не поведи друга

К доске выходят одновременно двое (четверо) учеников. Учитель читает пример, например:6·7. Предлагается составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой на деление.


День и ночь

Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета на деление и умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит: «День». Дети садятся прямо, и те, кто составил, поднимают руку и говорят ответ.


Кто скорее, тот вернее?

Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Учитель читает примеры (4 · 4). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.


Точки

Для проведения этой игры необходимы специальные трафареты (плотный картон размером 20 ·15 см). В левом верхнем углу пишутся цифры от 1 до 9. То же самое пишем слева вниз по вертикали, т.е. трафарет напоминает таблицу Пифагора, только на месте пересечения линий по горизонтали и вертикали делаются прорези (пробиваются отверстия). Таким образом, получается сетка с 81 отверстием. Игра проводится так.

На каждую парту учитель раздает по одному трафарету (один трафарет для двоих, сидящих за одной партой). С обратной стороны трафарета прикрепляется листок бумаги. По команде учителя один ученик этой партой карандашом ставит в любом месте отверстия точку, а другой пишет ответ. Если ученик не знает ответ, то он обводит это место красным карандашом.


«Поймай рыбку», «Кто больше соберет грибов», «Садовники»

На вырезанных из бумаги или картона рыбках, грибах, яблоках ит.д. на обратной стороне записаны примеры. Учащиеся подходят к столу, берут предметы, переворачивают карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко. Победителем считается тот, кто больше наберет предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.


Не скажу

Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 2, они говорят 6»Не скажу!»


Проверь себя!

Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Он показывает карточку, а учащиеся записывают пример на умножение с таким ответом.


У кого больше примеров?

Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами: 35, 48, 81 и т.д. Примеры составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает примеры с ответом 35, остальные подчеркивают у себя пример с этим ответом, читают другие примеры и т.д. Выигрывает тот, кто составит больше примеров.


Сорбонки

Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения для усвоения иностранных слов, формул и т.д.

Сорбонки для усвоения таблицы умножения – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например: 7Х*, на другой – 56 (ответ).

Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5х6=30. Угадал, карточка ложится в одну сторону. Карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними и тренируется ученик по 3-5 минут несколько раз в день.


Цветочные цветы

Учитель сообщает: «Шведский ученый Карл Линней придумал для вас интересную игру-загадку. Ученый, наблюдая за растениями, заметил. Что растения открывают и закрывают венчики своих цветков пор определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определять время. Надо только помнить, что цветки раскрываются в солнечные дни, а в пасмурные наполовину или совсем не раскрываются.

На рисунках вы видите разные растения. Как они называются? Под рисунками зашифровано время раскрытия цветов. Решив примеры, вы узнаете, по какому расписанию раскрываются цветы у этих растений.

Полевая гвоздика - 9 часов

Мать и мачеха – 9 часов

Водяная лилия – 8 часов

Цикорий - 5 часов

Шиповник - 3 часа

Вьюнок полевой – 7 часов

Мак – 5 часов

Ноготки – 9 часов

Тюльпан – 6 часов.


Математический лабиринт «Догони-ка»

По этому лабиринту мысленно «бегают» Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. а, сколько вы найдете таких ходов?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!