СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование экологических сказок в работе с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование экологических сказок в работе с дошкольниками»»

«Использование экологических сказок в работе с дошкольниками»

«Не бойся сказок, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет!»

(В. Берестов)

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологии. Популярный еще недавно лозунг «Победить природу!» Сменился призывами понять, сберечь и преумножить её богатства.

 Фундамент экологической культуры нужно закладывать с раннего детства.  По словам В.А. Сухомлинского «мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» А экологическое воспитание в детском саду по своему содержанию шире, чем только природоохранная работа. Это и усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, осознании влияния человека на природу. А результатом такой работы должны быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, чувствовать причастность к благополучию в природе.

 Научность и достоверность – один из главных принципов экологического воспитания. Но иногда у воспитателей возникают затруднения в том, как доступно донести детям зачастую сухие и строгие научные факты. Вот тогда на помощь педагогам приходят экологические сказки. Именно сказки близки и понятны детям и являются их незаменимым спутником с самого раннего возраста. Они не только развлекают, но и учат, расширяют кругозор, творчество, доступно объясняют суть проблемы.

Каковы же особенности экологических сказок?

*Значительная переработка сведений, получаемых из природного окружения.

*Краткость изложенных материалов, облегчающих рассказывание и слушание.

 *Активное развитие действий.

*Употребление стереотипных выражений, позволяющих детям запомнить определенные термины.

Новизна сюжета, необычные персонажи, их действия и конечные результаты определяют интерес детей к экологическим сказкам. Большую роль играют и доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Занимательная форма помогает раскрыть сложные явления природы, помогает ребятам стать верными её друзьями и защитниками.

 В экологической работе с детьми прекрасно помогают авторских сказок (писателей Г. Сладкова, Е Чарушина, Г. Скребицкого , В. Бианки  и т.д.)   Животные в них разговаривают на человеческом языке и в доступной для детского восприятия форме рассказывают им о своих проблемах, раскрывают свои тайны и секреты. Такие сказки учат детей по новому относиться к окружающей их природе, замечать в ней что-то новое, интересное, что раньше было обыденным и мало заметным.

Особенное место занимают сказки, написанные совместно с воспитателем или самими детьми. Они помогают понять интерес ребенка. Эти сказки создаются как на основе известного литературного произведения, так и на основе личного опыта.

В какой-то степени такое творчество может считаться компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду. Но закладывает у ребят начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому.  И тогда есть надежда, что они вырастут ответственными, мудрыми и экологически мыслящими людьми,  исправят  ошибки, допущенные предыдущими поколениями, спасут  такую хрупкую и беззащитную нашу планету Земля!

                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ.

Экологическая сказка «Одуванчики» (написана совместно воспитателем и детьми старшей группы)

Ночью прошел теплый дождь, он умыл землю, напоил все растения. К утру небольшой газон перед многоэтажным домом изменился. Одновременно на нем расцвели много-много одуванчиков. Как- будто солнышко вывело погулять своих деток, а они радовались теплому дню, ласковому солнцу и поворачивали к нему свои головки.

Все, кто проходил мимо «золотого» газона улыбались, глядя на него.

Из дома выбежала маленькая девочка. В своем нарядном платье, с огромным бантом на голове она была похожа на маленькую принцессу. Девочка тоже заметила «золотые» цветы. «Я сплету из них красивый венок!»-

Решила она и стала бегать по газону и рвать охапками одуванчики.

«Зачем ты губишь цветы?» - шелестел ветерок, жужжали пчелы, чирикали воробьи. Но девочка никого не слушала, а рвала и рвала цветы.

Когда у людей бывают раны, из них течет кровь. Из сорванных стеблей одуванчиков тоже текла «кровь» – белое молочко, которое чернело, когда одуванчики гибли. Им было больно, но они не могли ни убежать, ни защититься. Девочка все вплетала и вплетала в венок цветы, белое молочко темнело, одуванчики вяли и умирали. Девочке не понравился венок из вялых поблекших цветов. Она отбросила его в сторону, а оставшуюся охапку цветов зло растоптала на асфальте и убежала домой.

Посмотрев на свои руки и одежду, черные от «крови» погибших цветов, девочка увидела, что из прекрасной принцессы превратилась в злую замарашку.

А солнышко, увидев с неба, что случилось с его детками, загоревало и спряталось за тучку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!