СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных технологий обучения в педагогическом вузе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии смешанного обучения - реальность современного образования. Внедрение электронных технологий обучения дает ву­зам дополнительные конкурентные преимущества и повышает их рейтинг. В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются вузы, при внедрении электронного обучения и возможные пути их преодоления на примере педагогического вуза.

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных технологий обучения в педагогическом вузе»

Использование электронных технологий обучения в педагогическом вузе

Баламирзоев А.Г., Кахриманова З.А.

Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала)

Технологии смешанного обучения - реальность современного образования. Внедрение электронных технологий обучения дает ву­зам дополнительные конкурентные преимущества и повышает их рейтинг. В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются вузы, при внедрении электронного обучения и возможные пути их преодоления на примере педагогического вуза.

Ключевые слова: электронное обучение, смешанное обучение, ИКТ в образовании, электронная информационно-образовательная среда, педагогическое образование.



Электронные технологии обучения из разряда технологий бу­дущего постепенно переходит в разряд технологий настоящего вре­мени. Мы можем наблюдать, как в течение последнего десятилетия в разных странах мира с разной степенью интенсивности идет про­цесс интеграции традиционных методов и технологий обучения с электронными технологиями обучения. Технологии смешанного обучения (blended learning) - это, можно сказать, уже реальность современного образования.

Появление массовых открытых онлайн курсов (МООК) серь­езно повлияло на вузовское образование, миллионы студентов из разных стран мира показали готовность к электронному обучению, успешно завершив обучение в различных онлайн курсах на попу­лярных МООК-платформах. И этот факт нельзя игнорировать. Поэтому, очевидно, что развитие МООК повлечет за собой гло­бальные изменения в отношении к обучению в вузах, толкая их на ускоренное внедрение электронных технологий обучения. И мы уже наблюдаем подобную тенденцию в некоторых вузах Северной Аме­рики, Европы, Китая, Индии и других стран, где МООК начинают активно использоваться в образовательном процессе. Например, в Массачусетском технологическом институте (MIT) четыре курса из пяти студенты проходят онлайн на МООК-платформе еdX. В Китае на государственном уровне активно продвигаются эти технологии, и лучшими университетами Китая разрабатываются онлайн курсы для национальной МООК-платформы, использование которых поз­волит поднять качество обучения в университетах по всему Китаю. И Дафна Коллер (основательница MOOK-платформы Coursera), и Анант Агарвал (основатель МООК-платформе еdX) сходятся во мнении, что будущее университетского образования - в смешанном обучении, которое позволит углубить и улучшить традиционное обучение.

И в нашей стране предпринимаются определенные шаги в этом направлении. При поддержке министерства образования и науки РФ уже запущена национальная МООК-платформа «Откры­тое образование», на которой доступны десятки курсов по разным направлениям подготовки. Пока в ассоциацию «Национальная платформа открытого образования» входит несколько университе­тов - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО, которые и разрабатывают онлайн курсы для этой платформы. Но, очевидно, что со временем к этой ассоциации при­соединятся и другие вузы России, тем более, что министерством образования и науки РФ прорабатываются необходимые норматив­ные документы о признании результатов обучения на националь­ной платформе «Открытое образование» в любом университете РФ. А Томский государственный университет, уже выпустил при­каз о зачете результатов освоения открытых онлайн курсов на этой платформе своим студентам [3]. Эти инициативы приведут к тому, что у студентов появится выбор: изучать дисциплины выбранного направления подготовки традиционным образом в своем вузе или пройти аналогичные онлайн курсы на национальной платформе «Открытое образование». Что выберут студенты? Если судить по сценарию, который развивается в США, студенты выбирают онлайн курсы и обучение в том университете или колледже, который засчи­тывает кредиты, полученные студентами на Coursera, edX и других МООК-платформах.

Так что, у вузов выбор невелик - либо внедрять в учебный про­цесс электронные технологии обучения, либо терять абитуриентов. Причем, вузы могут или развивать свою электронную информаци­онно-образовательную среду с онлайн курсами, или заключать дого­вора с университетами-поставщиками онлайн курсов на их исполь­зование в учебном процессе. Подобный договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов предусмотрен и на национальной платформе «Открытое об­разование» [2]. Университет-поставщик открытых онлайн курсов подключает студентов университета-клиента в онлайн курс для обу­чения и по результатам проведения контроля знаний обучающихся по онлайн курсам направляет в университет-клиент справки (сер­тификаты) об освоении онлайн курсов по каждому обучающемуся в электронном виде и сводную ведомость, содержащую итоговый результат каждого обучающегося (дифференцированная оценка/ зачтено/незачтено). Также университету-клиенту предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости сво­их студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных меропри­ятий, выполняя функцию идентификации личности. Все услуги по договору осуществляются на возмездной основе, сейчас стоимость услуг за использование онлайн курсов установлена в размере 1000 (одна тысяча) рублей за 1 освоение 1 курса 1 студентом.

К настоящему времени во многих отечественных вузах уже сложилась в том или ином виде информационно-образовательная среда. Американские исследователи считают, что при смешанном обучении от 30% до 79% образовательного контента должно достав­ляться при помощи онлайн технологий, если онлайн доставляется менее 30% контента, то в этом случае можно говорить только о веб- поддержке традиционного обучения [1, с. 7], именно на этой стадии сейчас находятся многие отечественные вузы. Таким образом, вузам необходимо принять решение, что для них более выгодно: продол­жать развивать свою электронную информационную образователь­ную среду или использовать онлайн курсы, разработанные други­ми университетами, например, ресурсы национальной платформы «Открытое образование».

Причины, по которым во многих отечественных вузах недо­статочно развита электронная информационно-образовательная среда - главная основа для внедрения электронных технологий обу­чения, лежат на поверхности:

  • экономические - недостаток средств, чтобы обновить техни­ческую базу, оплачивать преподавателям разработку электронного образовательного контента, опора только на инициативных препо­давателей-энтузиастов не может привести к желаемому результату;

  • административные - отсутствие разработанной нормативной базы, продуманной системы мотивации преподавателей, не созданы условия для активной совместной деятельности специалистов в об­ласти электронного обучения, преподавателей, методистов, специа­листов по ИТ, программистов и др.

  • кадровые - недостаток специалистов по электронному обу­чению и разработке конкурентоспособного электронного контента, недостаточная ИКТ-компетентность профессорско-преподаватель­ского состава для создания качественных электронных образова­тельных ресурсов.

Конечно, существующие проблемы трудно разрешать руко­водству вузов, но, при продуманной и целенаправленной работе - возможно, о чем свидетельствует опыт некоторых вузов.

В Московском педагогическом государственном университете предпринимаются определенные шаги, чтобы расширить приме­нение электронных технологий обучения в образовательном про­цессе и перейти на смешанное обучение. На протяжении шести лет функционирует портал электронного обучения, реализованный на платформе LMS Moodle. Многие преподаватели прошли курс повы­шения квалификации и начали разработку электронных учебных материалов по своим курсам. Для стимуляции этой работы продумывается система мотивации и поощрения преподавателей, участ­вующих в разработке электронных курсов и внедряющих на своих занятиях технологии смешанного обучения. Использование препо­давателями электронного обучения в учебном процессе будет учи­тываться и при конкурсном отборе.

Применение инновационных образовательных технологий важно и актуально для любого вуза, а для педагогического - вдвой­не. Мы готовим будущих учителей. ФГОС среднего полного общего образования настоятельно рекомендует образовательным учреж­дениям создавать условия для реализации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Оче­видно, что в ближайшем будущем использование рекомендованных технологий станет в школах обязательным, и наши выпускники должны быть готовы к этому.

Использование электронного обучения и дистанционных об­разовательных технологий при обучении будущих учителей - одно из основных условий успешного решения этой проблемы . Студен­ты «изнутри» узнают все плюсы и минусы этих технологий, причем с позиции обучающихся. Кроме того, они наблюдают, в каких слу­чаях эти технологии использует преподаватель, и могут оценить, насколько оправдано и целесообразно в том или ином случае было использование этих технологий, были ли достигнуты цели, которые ставил преподаватель. Также будущие учителя изучают «инструмен­тарий» электронного обучения - программное обеспечение, кото­рые позволяет реализовать электронное и дистанционное обучение. Кроме того, студенты знакомятся с различными подходами, кото­рые используют разные преподаватели для организации смешанно­го обучения, видят, как меняется традиционная методика обучения при интеграции технологий электронного обучения в учебный про­цесс. Таким образом, на основании своего опыта как обучающихся будущие учителя смогут сделать выбор в пользу тех или иных техно­логий электронного и дистанционного обучения, методов организа­ции смешанного обучения.

На математическом факультете ДГПУ мы активно привлекаем студентов для помощи преподавателям в разработке электронно­го контента информационно-образовательной среды. Эта работа проходит в рамках учебной практики. Цель практики - разработка электронных образовательных ресурсов (презентаций, скринкастов, интерактивных заданий, тестов). Таким образом, эта прак­тика не «оторвана от жизни», а студенты выполняют своего рода «социальный заказ» - запрос преподавателей факультета, которые разрабатывают материалы для электронных курсов. Это способс­твует более ответственному отношению студентов к результатам учебной практики. Преподаватели, выступающие заказчиками, обеспечивают студентов материалами, в том числе методически­ми, а преподаватели кафедры теоретической информатики и дис­кретной математики помогают в создании электронных образова­тельных ресурсов, консультируя по технологиям и программному обеспечению. Такая командная работа преподавателей и студентов по разработке образовательного контента обогащает обе стороны: студенты перенимают знания преподавателей - отличных специа­листов в области дидактики и методики обучения, а преподавате­ли учатся у студентов новым технологиям, получают от них идеи по новым формам проведения занятий с использованием элект­ронных технологий обучения.

Конечно, дальнейшее продвижение электронных технологий обучения в вузе требует системного подхода, принятия целого ряда административных решений, связанных с изменениями в образова­тельном процессе в условиях смешанного обучения, продумывания новой системы оплаты труда преподавателя, системы оценки ка­чества разрабатываемого контента электронной информационно- образовательной среды вуза, системы мониторинга качества элект­ронного обучения и т. д. Но решать эти проблемы необходимо, для современных абитуриентов очень важна возможность учиться по- новому, используя инновационные технологии электронного обуче­ния, и они отдадут свой голос тому вузу, который предоставим им такие возможности.



Литература

    1. Allen E. and Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Re­search Group, LLC - 2013. - 42 р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED541571.pdf (дата обращения 24.04.2019).

    2. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов на национальной платформе «Открытое образование» [Электронный ресурс] // // Режим доступа: http://npoed.ru/ files/setevoy_dogovor_openedu.docx (дата обращения 24.04.2019).

    3. Приказ НИ ТГУ «О введении Положения о зачете результатов освоения открытых онлайн курсов» [Электронный ресурс] // Режим до­ступа: http://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/perezachet.pdf (дата обращения 24.04.2019).