Использование электронных технологий обучения в педагогическом вузе
Баламирзоев А.Г., Кахриманова З.А.
Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала)
Технологии смешанного обучения - реальность современного образования. Внедрение электронных технологий обучения дает вузам дополнительные конкурентные преимущества и повышает их рейтинг. В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются вузы, при внедрении электронного обучения и возможные пути их преодоления на примере педагогического вуза.
Ключевые слова: электронное обучение, смешанное обучение, ИКТ в образовании, электронная информационно-образовательная среда, педагогическое образование.
Электронные технологии обучения из разряда технологий будущего постепенно переходит в разряд технологий настоящего времени. Мы можем наблюдать, как в течение последнего десятилетия в разных странах мира с разной степенью интенсивности идет процесс интеграции традиционных методов и технологий обучения с электронными технологиями обучения. Технологии смешанного обучения (blended learning) - это, можно сказать, уже реальность современного образования.
Появление массовых открытых онлайн курсов (МООК) серьезно повлияло на вузовское образование, миллионы студентов из разных стран мира показали готовность к электронному обучению, успешно завершив обучение в различных онлайн курсах на популярных МООК-платформах. И этот факт нельзя игнорировать. Поэтому, очевидно, что развитие МООК повлечет за собой глобальные изменения в отношении к обучению в вузах, толкая их на ускоренное внедрение электронных технологий обучения. И мы уже наблюдаем подобную тенденцию в некоторых вузах Северной Америки, Европы, Китая, Индии и других стран, где МООК начинают активно использоваться в образовательном процессе. Например, в Массачусетском технологическом институте (MIT) четыре курса из пяти студенты проходят онлайн на МООК-платформе еdX. В Китае на государственном уровне активно продвигаются эти технологии, и лучшими университетами Китая разрабатываются онлайн курсы для национальной МООК-платформы, использование которых позволит поднять качество обучения в университетах по всему Китаю. И Дафна Коллер (основательница MOOK-платформы Coursera), и Анант Агарвал (основатель МООК-платформе еdX) сходятся во мнении, что будущее университетского образования - в смешанном обучении, которое позволит углубить и улучшить традиционное обучение.
И в нашей стране предпринимаются определенные шаги в этом направлении. При поддержке министерства образования и науки РФ уже запущена национальная МООК-платформа «Открытое образование», на которой доступны десятки курсов по разным направлениям подготовки. Пока в ассоциацию «Национальная платформа открытого образования» входит несколько университетов - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО, которые и разрабатывают онлайн курсы для этой платформы. Но, очевидно, что со временем к этой ассоциации присоединятся и другие вузы России, тем более, что министерством образования и науки РФ прорабатываются необходимые нормативные документы о признании результатов обучения на национальной платформе «Открытое образование» в любом университете РФ. А Томский государственный университет, уже выпустил приказ о зачете результатов освоения открытых онлайн курсов на этой платформе своим студентам [3]. Эти инициативы приведут к тому, что у студентов появится выбор: изучать дисциплины выбранного направления подготовки традиционным образом в своем вузе или пройти аналогичные онлайн курсы на национальной платформе «Открытое образование». Что выберут студенты? Если судить по сценарию, который развивается в США, студенты выбирают онлайн курсы и обучение в том университете или колледже, который засчитывает кредиты, полученные студентами на Coursera, edX и других МООК-платформах.
Так что, у вузов выбор невелик - либо внедрять в учебный процесс электронные технологии обучения, либо терять абитуриентов. Причем, вузы могут или развивать свою электронную информационно-образовательную среду с онлайн курсами, или заключать договора с университетами-поставщиками онлайн курсов на их использование в учебном процессе. Подобный договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов предусмотрен и на национальной платформе «Открытое образование» [2]. Университет-поставщик открытых онлайн курсов подключает студентов университета-клиента в онлайн курс для обучения и по результатам проведения контроля знаний обучающихся по онлайн курсам направляет в университет-клиент справки (сертификаты) об освоении онлайн курсов по каждому обучающемуся в электронном виде и сводную ведомость, содержащую итоговый результат каждого обучающегося (дифференцированная оценка/ зачтено/незачтено). Также университету-клиенту предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий, выполняя функцию идентификации личности. Все услуги по договору осуществляются на возмездной основе, сейчас стоимость услуг за использование онлайн курсов установлена в размере 1000 (одна тысяча) рублей за 1 освоение 1 курса 1 студентом.
К настоящему времени во многих отечественных вузах уже сложилась в том или ином виде информационно-образовательная среда. Американские исследователи считают, что при смешанном обучении от 30% до 79% образовательного контента должно доставляться при помощи онлайн технологий, если онлайн доставляется менее 30% контента, то в этом случае можно говорить только о веб- поддержке традиционного обучения [1, с. 7], именно на этой стадии сейчас находятся многие отечественные вузы. Таким образом, вузам необходимо принять решение, что для них более выгодно: продолжать развивать свою электронную информационную образовательную среду или использовать онлайн курсы, разработанные другими университетами, например, ресурсы национальной платформы «Открытое образование».
Причины, по которым во многих отечественных вузах недостаточно развита электронная информационно-образовательная среда - главная основа для внедрения электронных технологий обучения, лежат на поверхности:
экономические - недостаток средств, чтобы обновить техническую базу, оплачивать преподавателям разработку электронного образовательного контента, опора только на инициативных преподавателей-энтузиастов не может привести к желаемому результату;
административные - отсутствие разработанной нормативной базы, продуманной системы мотивации преподавателей, не созданы условия для активной совместной деятельности специалистов в области электронного обучения, преподавателей, методистов, специалистов по ИТ, программистов и др.
кадровые - недостаток специалистов по электронному обучению и разработке конкурентоспособного электронного контента, недостаточная ИКТ-компетентность профессорско-преподавательского состава для создания качественных электронных образовательных ресурсов.
Конечно, существующие проблемы трудно разрешать руководству вузов, но, при продуманной и целенаправленной работе - возможно, о чем свидетельствует опыт некоторых вузов.
В Московском педагогическом государственном университете предпринимаются определенные шаги, чтобы расширить применение электронных технологий обучения в образовательном процессе и перейти на смешанное обучение. На протяжении шести лет функционирует портал электронного обучения, реализованный на платформе LMS Moodle. Многие преподаватели прошли курс повышения квалификации и начали разработку электронных учебных материалов по своим курсам. Для стимуляции этой работы продумывается система мотивации и поощрения преподавателей, участвующих в разработке электронных курсов и внедряющих на своих занятиях технологии смешанного обучения. Использование преподавателями электронного обучения в учебном процессе будет учитываться и при конкурсном отборе.
Применение инновационных образовательных технологий важно и актуально для любого вуза, а для педагогического - вдвойне. Мы готовим будущих учителей. ФГОС среднего полного общего образования настоятельно рекомендует образовательным учреждениям создавать условия для реализации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Очевидно, что в ближайшем будущем использование рекомендованных технологий станет в школах обязательным, и наши выпускники должны быть готовы к этому.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении будущих учителей - одно из основных условий успешного решения этой проблемы . Студенты «изнутри» узнают все плюсы и минусы этих технологий, причем с позиции обучающихся. Кроме того, они наблюдают, в каких случаях эти технологии использует преподаватель, и могут оценить, насколько оправдано и целесообразно в том или ином случае было использование этих технологий, были ли достигнуты цели, которые ставил преподаватель. Также будущие учителя изучают «инструментарий» электронного обучения - программное обеспечение, которые позволяет реализовать электронное и дистанционное обучение. Кроме того, студенты знакомятся с различными подходами, которые используют разные преподаватели для организации смешанного обучения, видят, как меняется традиционная методика обучения при интеграции технологий электронного обучения в учебный процесс. Таким образом, на основании своего опыта как обучающихся будущие учителя смогут сделать выбор в пользу тех или иных технологий электронного и дистанционного обучения, методов организации смешанного обучения.
На математическом факультете ДГПУ мы активно привлекаем студентов для помощи преподавателям в разработке электронного контента информационно-образовательной среды. Эта работа проходит в рамках учебной практики. Цель практики - разработка электронных образовательных ресурсов (презентаций, скринкастов, интерактивных заданий, тестов). Таким образом, эта практика не «оторвана от жизни», а студенты выполняют своего рода «социальный заказ» - запрос преподавателей факультета, которые разрабатывают материалы для электронных курсов. Это способствует более ответственному отношению студентов к результатам учебной практики. Преподаватели, выступающие заказчиками, обеспечивают студентов материалами, в том числе методическими, а преподаватели кафедры теоретической информатики и дискретной математики помогают в создании электронных образовательных ресурсов, консультируя по технологиям и программному обеспечению. Такая командная работа преподавателей и студентов по разработке образовательного контента обогащает обе стороны: студенты перенимают знания преподавателей - отличных специалистов в области дидактики и методики обучения, а преподаватели учатся у студентов новым технологиям, получают от них идеи по новым формам проведения занятий с использованием электронных технологий обучения.
Конечно, дальнейшее продвижение электронных технологий обучения в вузе требует системного подхода, принятия целого ряда административных решений, связанных с изменениями в образовательном процессе в условиях смешанного обучения, продумывания новой системы оплаты труда преподавателя, системы оценки качества разрабатываемого контента электронной информационно- образовательной среды вуза, системы мониторинга качества электронного обучения и т. д. Но решать эти проблемы необходимо, для современных абитуриентов очень важна возможность учиться по- новому, используя инновационные технологии электронного обучения, и они отдадут свой голос тому вузу, который предоставим им такие возможности.
Литература
Allen E. and Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, LLC - 2013. - 42 р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED541571.pdf (дата обращения 24.04.2019).
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн курсов на национальной платформе «Открытое образование» [Электронный ресурс] // // Режим доступа: http://npoed.ru/ files/setevoy_dogovor_openedu.docx (дата обращения 24.04.2019).
Приказ НИ ТГУ «О введении Положения о зачете результатов освоения открытых онлайн курсов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/perezachet.pdf (дата обращения 24.04.2019).