И.М. Веселова,
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл
E-mail:veselinca@yandex.ru
Использование возможностей печатной и электронной формы учебников издательства «Академкнига/Учебник» как средство формирования предметных и метапредметных компетенций младших школьников
В настоящее время в системе образования предлагается множество различных средств обучения. Образовательные учреждения и педагоги задаются вопросом: что лучше? Выбирают учебно-методические комплекты, программы, пособия.
Мы выбрали и реализуем учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Наряду с бумажной формой учебников активно используем и электронную. С 1 сентября по 31 декабря 2015 года мы приняли участие в апробации электронной формы учебников. Получен сертификат учителя - апробатора. В настоящее время активно пользуемся как печатными, так и интерактивными пособиями издательства «Академкнига/Учебник», стараясь гармонично сочетать их. После апробации было проведено анкетирование родителей. Представляю результаты анкетирования.
Таким образом, мы видим, что большинство родителей приветствуют сочетание печатной и электронной форм учебников.
Учебно- методический комплект «Перспективная начальная школа», на мой взгляд, обеспечивает оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей) в условиях организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации, то есть в основе лежит деятельностный подход. Меня, как учителя, привлекли свойства методической системы этого УМК: комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция. Пособия составлены таким образом, что у детей формируются не только предметные умения, но умение работать с различными источниками информации одновременно, общаться с одноклассниками в парах, в микрогруппе, умение договариваться, уважать и принимать точку зрения оппонента, анализировать и систематизировать, делать выводы, умозаключения, оценивать свои поступки, поступки литературных героев и окружающих.
Различные гаджеты сейчас активно используются человеком. Жизнь сегодняшних школьников отмечена огромным разрывом, который образовался между их активностью за порогом школы и их пребыванием в школе. Дома они - современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи на разных электронных устройствах. В школе не всегда и не у каждого ребенка есть возможность использовать интерактивные технологии в полной мере. Возможности информационных технологий необходимо грамотно использовать в учебном процессе.
Хорошим подспорьем в решении данной проблемы считаю электронные учебники. Что такое электронный учебник? Это учебник, сохраняющий неразрывную связь со своей печатной формой, но обогащенный новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.
Отличным помощником стали для нас интерактивные рабочие тетради УМК «Перспективная начальная школа» по различным предметам школьной программы. Привлекает простота их загрузки, доступность и эффективность. У всех обучающихся класса дома загружены электронные учебники, которыми они с удовольствием пользуются.
Использование электронной формы учебников существенно интенсифицирует образовательный процесс: у учителя сокращается время на необходимую и неизбежную учебную рутину (на проверку текущих заданий и итоговых контрольных работ) и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий. У школьников появляется возможность систематически работать с разными источниками информации, включая мультимедийные и интерактивные; выполнять больше заданий в качестве тренировки; принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты). Все это не может не привести к серьезным изменениям в качестве образования. Радуют итоги Всероссийских и международных олимпиад, в которых участвуют обучающиеся класса. Возросло количество участников и победителей олимпиад. Метапредметные результаты мы проверили участием во II Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания», проводимой Центром независимых педагогических измерений «Эффект Тест». Все обучающиеся класса справились с заданиями, а самые эрудированные заняли 3 первых, 1второе и 4 третьих места. Таким образом, 32% обучающихся класса заняли призовые места.
Преимущество электронной формы учебников налицо — в них встроены аудио, видеофайлы по теме урока. Не нужно тратить время на поиск необходимых материалов. Это хорошее подспорье для учителя и эффективное средство повышения качества урока. На основе собственного опыта убедилась в том, что электронная форма учебника и использование электронного образовательного комплекса является эффективным средством формирования предметных и метапредметных компетенций школьников.
Грамотное сочетание печатной и электронной форм учебников позволяет школе стать современным институтом, отвечающим новейшим запросам времени, а также. обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Список использованной литературы:
1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 2013.
2. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2012.
3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998.
4. Российские электронные издания: Каталог.--Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий / Авторы-составители: Вигурский К.В., Глушкова О.Л., Негадова В.И. (под общ. ред. Антопольского А.Б.) -- М.: НТЦ “Информрегистр”, 2010
©И.М. Веселова, 2018