Использование элементов интегрирования на уроках чтения
В повышении эффективности преподавания чтения в начальных классах, воспитательной значимости предмета наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей.
Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В «Педагогическом словаре» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т. е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Этим самым разрешают существующее в предметной системе противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Такое построение процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
В своей работе я использую элементы интеграции на уроках чтения, провожу исследовательскую работу.
Приступая к исследованию, я исхожу из той рабочей гипотезы, что если учебный материал по курсу чтения, музыки, изобразительного искусства рационально сгруппировать, соответствующим образом его изучать, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, усвоенных детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, обучение чтению станет более оптимальным.
В целях проверки достоверности данной гипотезы проанализировала материалы учебников по чтению, программы по музыке и изобразительному искусству, определила возможности межпредметных связей, наметила конкретные варианты связей отдельных тем.
Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в преподавание чтения принципа интеграции.
Тема: И. Крылов. «Ворона и Лисица».
Цель: развивать интеллект, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И. Крылова, аппликация по рисунку народного художника Е. Рачева, «волшебная шкатулка», карточки с выдержками из изученных басен, рисунки с изображением лисы с разными зверями, альбомный лист, простой карандаш, резинка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка,
3. Вступительное слово учителя:
- Иван Андреевич Крылов — великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.
На доске записаны слова М. Исаковского, посвященные юбилею И. Крылова: Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Дети читают текст с доски.
4. Повторение изученных басен.
В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен Крылова; выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и рассказывают наизусть эту басню, или инсценируют ее, или читают выразительно по ролям по книге.
Шкатулка яркая, красочная. Карточки в шкатулке такого содержания:
1) «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!»
Выразительное чтение наизусть.
2) «Да только воз и ныне там...»
Вспомните действующих лиц, объясните выдержку,
3) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Инсценирование басни.
4) «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
5) «Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».
Чтение по ролям по книге.
Итог повторения.
5. Знакомство с новой басней И. Крылова «Ворона и Лисица». Чтение ее учителем наизусть. Вопросы учителя: «Чем, ребята, вам хочется поделиться? Какие мысли у вас возникли?»
6. Чтение басни учащимися про себя.
- Что вы можете сказать об этой басне? — спрашивает учитель.
Чтение басни детьми в парах сменного состава.
- Какой вы представили себе Лису (Ворону)? Прочитайте слова из басни, которые раскрывают характер Лисы (Вороны). А кто выразительным чтением покажет хитрость Лисы, глупость Вороны?
7. Учитель изобразительного искусства:
- Иван Андреевич Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог показать нам характер своих героев. А теперь внимательно посмотрите на аппликацию по рисунку художника Рачева. Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры басенных героев?
- Лиса — сама невинность, изящное движение тела, острая, вытянутая мордочка, опущенные уши, поджатый хвост.
(Аналогичную работу дети проводят о Вороне.)
- А теперь, ребята, постарайтесь нарисовать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев: хитрая, льстивая Лиса, глупая, доверчивая Ворона. Чем мы можем подчеркнуть характер своих героев? — спрашивает учитель.
(Показать разные рисунки, сравнить их.)
Задание: нужно передать характер. Об этом следует помнить, когда будете рисовать. Лукавство и хитрость Лисы видны во всех ее движениях, в выражении зорко настороженных глаз, острой мордочке. Сделайте линейный набросок с легкой штриховкой, подчеркивающей форму. Не отвлекайтесь на мелкие детали, старайтесь передать только общую форму, характер, диалог (разговор между двумя лицами). Штриховкой можно передать меховой покров.
8. Самостоятельная работа учащихся над композицией в карандаше.
9. Выставка детских рисунков, анализ.
10. Итог урока.
(Урок длился 40 минут, вел его один учитель. С заданием дети справились, об этом свидетельствовали рисунки.)
Тема: Добрыня Никитич. (Былинный рассказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря).
Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, представить самим и воплотить представленное в рисунке, сформировать понятие о былине - виде устного народного творчества.
Ход урока
1. Чтение учителем былины на фоне звона колокола. После этого учитель предлагает детям такое задание: «Закройте глаза и постарайтесь представить себе то, о чем я сейчас прочитаю».
- Что показалось вам необычным? - спрашивает учитель. - Какой образ вам представился? Как звали народного героя?
Затем учитель по изобразительному искусству проводит беседу по картине В. М. Васнецова:
- Дети, вы представили себе образ богатыря Добрыни Никитича. А вот как изобразил трех богатырей художник Васнецов. Как живые смотрят на нас с картины три богатыря. Кто знает их имена? Можете ли вы определить характер каждого богатыря? Сравните трех богатырей по характеру. Рассмотрите одежду богатырей, назовите виды доспехов.
2. Чтение былины учащимися про себя. Дети должны не только уяснить, что такое былина, но и установить, как с помощью слова создается образ народного героя.
3. Словарная работа.
Объяснение слов и выражений: гусли, преставился, бывальщина, муж честной, грамота в науку пошла, писать орлиным пером, единый сын, складывать песни.
Чтение трудных слов: молодёшенький, Романович, яровчатые, послушанье.
- Эти слова и выражения, - говорит учитель, - свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время и, чтобы понять ее, надо объяснить слова.
4. Чтение былины учащимися в парах сменного состава.
5. Выборочное чтение. Подготовка к словесному рисованию.
Для этого учащиеся выбирают и читают отрывки, затем отвечают на вопросы: как Добрыня учился? Что он умел делать? Как выглядел? Как относился к матери?
6. Проверка.
7. Чтение детьми на фоне музыки.
8. Словесное рисование.
9. Рисование.
Учитель изобразительного искусства:
- Дети, вы представили себе образ героя согласно описанию в тексте. Сейчас мы представим этот образ зрительно, т. е. напишем его портрет. Это может быть портрет во весь рост, конный портрет, погрудный. Вы должны будете закомпоновать его в формате листа. Лучше изобразить это вам помогут таблицы. На одной таблице нарисован шлем, показаны его составные части, на второй - кольчуга, доспехи, на третьей изображен человек, показаны его пропорции.
Учитель дает детям методические рекомендации к рисованию. Затем убирает таблицы. Учащиеся рисуют кистью, без предварительного рисунка карандашом. Во время самостоятельной работы детей учитель следит за компоновкой рисунка, правильностью пропорций, выразительностью рисунка.
10. Выставка рисунков, анализ работ.
11. Итог урока.
Такой урок детям понравился. Согласованность учителей создала гармонию отношений учащихся к чтению и к изобразительному искусству. Использование межпредметных связей положительно сказалось на идейно-тематическом анализе произведения, на процессе рассмотрения характера героя.
Таким образом, согласованность учебных предметов позволяет достигнуть большего эффекта в общем развитии учащихся, гармонично развивать все сферы их умственной и эмоциональной деятельности.
Межпредметные связи содействуют осуществлению единства идейно-политического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Мы убедились на практике, что отдельные области наук: действительно вступают в тесные связи и отношения при изучении предметов и явлений. И чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знание детей о предмете.
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» ….
Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, научить с помощью изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.
Ход урока
1. Слово учителя:
- Дома вы прочитали «Сказку о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина (показывает портрет поэта). Что вы можете о нем сказать? (Высказывания учащихся.) А. С. Пушкин написал очень много замечательных произведений: стихотворений, романов, сказок (показывает трехтомник Пушкина) . В каждом своем произведении поэт очень точно использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров. Что в «Сказке о царе Салтане...» вам особенно запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.) Чье чтение вам особенно понравилось? Почему?
2. Учитель музыки:
- Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить свое желание. Кто ему в этом помог? Сейчас вы прослушаете музыку Римского-'Корсакова «Полет шмеля». (Дети слушают.) - Какая музыка по характеру? Что в ней вам особенно понравилось?
- Музыка гудящая, шмелиная. – Вы не раз слушали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах. Она звучит не назойливо, в ней ликование, радость. Почему?
3. Учитель чтения:
- А как звучит отрывок о полете шмеля в стихах Пушкина? Прочитайте. Какие же три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом. Что вы заметили?
- Читать нужно по-разному.
4. Учитель музыки продолжает урок.
— А теперь прослушайте три чуда Римского-Корсакова.
Дети определяют характер музыки: 1) белочка; 2) тридцать три богатыря; 3) царевна Лебедь.
- Что общего в музыке и в стихах о трех чудак?
5. Учитель изобразительного искусства:
- Какие картины предстали перед вами при прослушивании сказки? А при чтении? Как вы представили себе образы героев? Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках? Кто хочет нарисовать первое чудо? Какой вы представляете себе белочку? Какие краски будете использовать? Кто хочет изобразить царевну Лебедь? (Беседа по картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».) Какие краски здесь используете? Какие другие картинки вам хочется нарисовать? Какие цвета используете?
6. Самостоятельная работа учащихся. (Дети рисуют сразу красками.)
7. Выставка рисунков.
8. Задание на дом: приготовить выразительное чтение понравившихся отрывков.
Данные уроки позволяют устранить дублирование, экономят время, предоставляют большие возможности для взаимного использования знаний, для формирования целостной системы взглядов.
Детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного в тесной взаимосвязи, даже нелюбимые предметы у отдельных учащихся (чтение, музыка) становятся любимыми.