СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов интегрирования на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повышении эффективности преподавания чтения в начальных классах, воспитательной значимости предмета наряду с другими мето­дическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. Построение процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают ка­чества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается миро­воззренческая направленность познаватель­ных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. В своей работе я использую элементы интеграции на уроках чтения, провожу исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов интегрирования на уроках чтения»

Использование элементов интегрирования на уроках чтения


В повышении эффективности преподавания чтения в начальных классах, воспитательной значимости предмета наряду с другими мето­дическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей.

Понятие «межпредметные связи» в литера­туре характеризуется по-разному. В «Педа­гогическом словаре» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между пред­метами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их системати­ческом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т. е. они выступают как современный дидакти­ческий принцип, который ведет к интеграции (объединению, слиянию в известных преде­лах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Этим самым разрешают существующее в предметной сис­теме противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного примене­ния в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.

Такое построение процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают ка­чества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается миро­воззренческая направленность познаватель­ных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

В своей работе я использую элементы интеграции на уроках чтения, провожу исследовательскую работу.

Приступая к исследованию, я исхожу из той рабочей гипотезы, что если учебный материал по курсу чтения, музыки, изобрази­тельного искусства рационально сгруппиро­вать, соответствующим образом его изучать, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, усвоенных детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, обучение чтению станет более опти­мальным.

В целях проверки достоверности данной гипотезы проанали­зировала материалы учебников по чтению, программы по музы­ке и изобразительному искусству, определила возможности межпредметных связей, наме­тила конкретные варианты связей отдельных тем.

Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в преподавание чте­ния принципа интеграции.

Тема: И. Крылов. «Ворона и Лисица».

Цель: развивать интеллект, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способ­ствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для пе­редачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства, отраба­тывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет И. Крылова, аппликация по рисунку народного художни­ка Е. Рачева, «волшебная шкатулка», карточ­ки с выдержками из изученных басен, рисунки с изображением лисы с разными зверями, альбомный лист, простой карандаш, резинка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целевая установка,

3. Вступительное слово учителя:

- Иван Андреевич Крылов — великий русский поэт-баснописец. Почему мы гово­рим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал про­тив самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными об­разными выражениями, сравнениями.

На доске записаны слова М. Исаковского, посвященные юбилею И. Крылова: Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Дети читают текст с доски.

4. Повторение изученных басен.

В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен Крылова; выходят несколько учени­ков, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают назва­ние басни, действующих лиц и рассказывают наизусть эту басню, или инсценируют ее, или читают выразительно по ролям по книге.

Шкатулка яркая, красочная. Карточки в шкатулке такого содержания:

1) «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!»

Выразительное чтение наизусть.

2) «Да только воз и ныне там...»

Вспомните действующих лиц, объясните выдержку,

3) «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Инсценирование басни.

4) «Вперед чужой беде не смейся, Голу­бок!»

Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.

5) «Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».

Чтение по ролям по книге.

Итог повторения.

5. Знакомство с новой басней И. Крылова «Ворона и Лисица». Чтение ее учителем наизусть. Вопросы учителя: «Чем, ребята, вам хочется поделиться? Какие мысли у вас воз­никли?»

6. Чтение басни учащимися про себя.

- Что вы можете сказать об этой басне? — спрашивает учитель.

Чтение басни детьми в парах сменного состава.

- Какой вы представили себе Лису (Воро­ну)? Прочитайте слова из басни, которые раскрывают характер Лисы (Вороны). А кто выразительным чтением покажет хитрость Лисы, глупость Вороны?

7. Учитель изобразительного искусства:

- Иван Андреевич Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог показать нам характер своих героев. А теперь внимательно посмотрите на аппли­кацию по рисунку художника Рачева. Какие выразительные средства использовал худож­ник, чтобы раскрыть характеры басенных героев?

- Лиса — сама невинность, изящное дви­жение тела, острая, вытянутая мордочка, опущенные уши, поджатый хвост.

(Аналогичную работу дети проводят о Во­роне.)

- А теперь, ребята, постарайтесь нари­совать иллюстрацию к этой басне, чтобы был ясен характер героев: хитрая, льстивая Лиса, глупая, доверчивая Ворона. Чем мы можем подчеркнуть характер своих героев? — спра­шивает учитель.

(Показать разные рисунки, сравнить их.)

Задание: нужно передать характер. Об этом следует помнить, когда будете рисовать. Лу­кавство и хитрость Лисы видны во всех ее движениях, в выражении зорко насторожен­ных глаз, острой мордочке. Сделайте линей­ный набросок с легкой штриховкой, подчер­кивающей форму. Не отвлекайтесь на мелкие детали, старайтесь передать только общую форму, характер, диалог (разговор между двумя лицами). Штриховкой можно передать меховой покров.

8. Самостоятельная работа учащихся над композицией в карандаше.

9. Выставка детских рисунков, анализ.

10. Итог урока.

(Урок длился 40 минут, вел его один учи­тель. С заданием дети справились, об этом свидетельствовали рисунки.)

Тема: Добрыня Никитич. (Былинный рассказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря).

Цели: создать у детей целостный литера­турно-художественный образ былинного ге­роя, показать его в творчестве художников, представить самим и воплотить представлен­ное в рисунке, сформировать понятие о былине - виде устного народного творче­ства.

Ход урока

1. Чтение учителем былины на фоне звона колокола. После этого учитель предлагает детям такое задание: «Закройте глаза и по­старайтесь представить себе то, о чем я сейчас прочитаю».

- Что показалось вам необычным? - спрашивает учитель. - Какой образ вам представился? Как звали народного героя?

Затем учитель по изобразительному искус­ству проводит беседу по картине В. М. Васне­цова:

- Дети, вы представили себе образ бога­тыря Добрыни Никитича. А вот как изобра­зил трех богатырей художник Васнецов. Как живые смотрят на нас с картины три богатыря. Кто знает их имена? Можете ли вы определить характер каждого богатыря? Сравните трех богатырей по характеру. Рас­смотрите одежду богатырей, назовите виды доспехов.

2. Чтение былины учащимися про себя. Дети должны не только уяснить, что такое былина, но и установить, как с помощью сло­ва создается образ народного героя.

3. Словарная работа.

Объяснение слов и выражений: гусли, преставился, бывальщина, муж честной, гра­мота в науку пошла, писать орлиным пером, единый сын, складывать песни.

Чтение трудных слов: молодёшенький, Ро­манович, яровчатые, послушанье.

- Эти слова и выражения, - говорит учи­тель, - свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время и, чтобы понять ее, надо объяснить слова.

4. Чтение былины учащимися в парах сменного состава.

5. Выборочное чтение. Подготовка к сло­весному рисованию.

Для этого учащиеся выбирают и читают отрывки, затем отвечают на вопросы: как Добрыня учился? Что он умел делать? Как выглядел? Как относился к матери?

6. Проверка.

7. Чтение детьми на фоне музыки.

8. Словесное рисование.

9. Рисование.

Учитель изобразительного искусства:

- Дети, вы представили себе образ героя согласно описанию в тексте. Сейчас мы пред­ставим этот образ зрительно, т. е. напишем его портрет. Это может быть портрет во весь рост, конный портрет, погрудный. Вы должны будете закомпоновать его в формате листа. Лучше изобразить это вам помогут таблицы. На одной таблице нарисован шлем, показаны его составные части, на второй - кольчуга, доспехи, на третьей изображен человек, показаны его пропорции.

Учитель дает детям методические рекомен­дации к рисованию. Затем убирает таблицы. Учащиеся рисуют кистью, без предваритель­ного рисунка карандашом. Во время самостоятельной работы детей учитель следит за компоновкой рисунка, правильностью пропорций, выразительностью рисунка.

10. Выставка рисунков, анализ работ.

11. Итог урока.

Такой урок детям понравился. Согласован­ность учителей создала гармонию отношений учащихся к чтению и к изобразительному искусству. Использование межпредметных связей положительно сказалось на идейно-тематическом анализе произведения, на про­цессе рассмотрения характера героя.

Таким образом, согласованность учебных предметов позволяет достигнуть большего эффекта в общем развитии учащихся, гармонично развивать все сферы их умствен­ной и эмоциональной деятельности.

Межпредметные связи содействуют осуще­ствлению единства идейно-политического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Мы убедились на практике, что отдельные области наук: действительно вступают в тес­ные связи и отношения при изучении пред­метов и явлений. И чем органичнее их слия­ние, тем полнее и многостороннее знание детей о предмете.

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» ….

Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней лите­ратурных героев, их поступки, научить с помощью изобразительного искусства выра­жать пережитое в рисунке.

Ход урока

1. Слово учителя:

- Дома вы прочитали «Сказку о царе Салтане...» Александра Сергеевича Пушкина (показывает портрет поэта). Что вы можете о нем сказать? (Высказывания учащихся.) А. С. Пушкин написал очень много замеча­тельных произведений: стихотворений, романов, сказок (показывает трехтомник Пушки­на) . В каждом своем произведении поэт очень точно использует слова для описания собы­тий, поступков героев, их характеров. Что в «Сказке о царе Салтане...» вам особенно запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.) Чье чтение вам особенно понравилось? Почему?

2. Учитель музыки:

- Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогран­ными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказа­лись жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить свое желание. Кто ему в этом помог? Сейчас вы прослушаете музыку Римского-'Корсакова «Полет шмеля». (Дети слушают.) - Какая му­зыка по характеру? Что в ней вам особен­но понравилось?

- Музыка гудящая, шмелиная. – Вы не раз слушали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах. Она звучит не назойливо, в ней ликование, ра­дость. Почему?

3. Учитель чтения:

- А как звучит отрывок о полете шмеля в стихах Пушкина? Прочитайте. Какие же три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом. Что вы заметили?

- Читать нужно по-разному.

4. Учитель музыки продолжает урок.

— А теперь прослушайте три чуда Римского-Корсакова.

Дети определяют характер музыки: 1) белочка; 2) тридцать три богатыря; 3) царевна Лебедь.

- Что общего в музыке и в стихах о трех чудак?

5. Учитель изобразительного искусства:

- Какие картины предстали перед вами при прослушивании сказки? А при чтении? Как вы представили себе образы героев? Что бы вы хотели изобразить в своих рисун­ках? Кто хочет нарисовать первое чудо? Ка­кой вы представляете себе белочку? Какие краски будете использовать? Кто хочет изоб­разить царевну Лебедь? (Беседа по картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».) Какие краски здесь используете? Какие другие картинки вам хочется нарисо­вать? Какие цвета используете?

6. Самостоятельная работа учащихся. (Де­ти рисуют сразу красками.)

7. Выставка рисунков.

8. Задание на дом: приготовить вырази­тельное чтение понравившихся отрывков.

Данные уроки позволяют устранить дублирование, экономят время, предоставля­ют большие возможности для взаимного использования знаний, для формирования целостной системы взглядов.

Детям интегри­рованные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного в тесной взаимосвязи, даже нелюбимые пред­меты у отдельных учащихся (чтение, музыка) становятся любимыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!