СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов проблемного обучения на уроках

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический опыт учителя информатики - Шарипова Рушана Искандаровича по теме: Использование элементов проблемного обучения на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов проблемного обучения на уроках»

«Использование элементов проблемного обучения на уроках информатики»


Как зритель не видевший первого акта

В догадках теряются дети

И все же они ухитряются как – то

Понять, что творится на свете

С.Я. Маршак

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю разнообразные инновационные технологии, приоритет отдаю проблемному обучению, хотя использую также метод проектов, технологию работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное и разноуровневое обучение, здоровьесберегающую технологию.

Я думаю, что будущее образование находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения, и поэтому веду работу по использованию элементов проблемного обучения на уроках.

Еще в свое время Жан – Жак Руссо говорил: «Сделайте Вашего ребенка внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что Вы сказали, а потому, что сам понял». Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Ученикам следует передавать не только те или иные познания, но и способствовать самостоятельно без учителя, приобретать новые знания».

Как же построить урок, чтобы учесть особенности детей, чтобы он стал любимым занятием наших учеников? Что делать? Ответ: Использовать технологию проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах.

Цели проблемного обучения:

  • Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов;

  • Формирование познавательной самостоятельности ученика;

  • Развитие его творческих способностей на основе овладения системой знаний, умений, навыков и формирование мировоззрения.

Методы обучения:

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

Формы организации учебного процесса:

  • парное взаимодействие

  • микро групповое взаимодействие

  • групповое взаимодействие

  • межгрупповое взаимодействие



Возникновение проблемного обучения:

1. Потребности самого учебного процесса

2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.

Рассмотрим правила создания проблемных ситуаций:

1. Учитель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме.

2. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым.

3. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых.

4. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации.

5. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то учитель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации:

1. Анализ проблемной ситуации

2. Формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя

3. Решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное)

4. Проверка правильности решения

Рассмотрим какими достоинствами обладает проблемное обучение:

1. Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

2. Способствует формированию мотивации достижения успеха

3. Развивает мыслительные способности обучающихся

С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

1. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

2. Прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешение проблемной ситуации достигается полное усвоение материала.

3. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Теперь рассмотрим применение проблемного обучения на уроках информатики:

Задание №1

Один мудрец писал «мне 33 года, моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет?»

Задание №2

Прочитайте текст

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.


Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.


Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.


И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно …

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

О ком это стихотворение? В Чем особенность этого стихотворения? Все ли реально в этом стихотворении? Исправьте этот текст.

Исправленный текст

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.


Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.


Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно …

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.

6