Эпиграф
“Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне ~ и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь”.
китайская пословица
Методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели существенные перемены, вызванные необходимостью решения остроактуальных задач.
Педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродуктивное, в центре которого – учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого – достаточно самостоятельный ученик).
Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.
В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.
Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
Ключом к решению этой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – задача новых педагогических технологий.
Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.
ЭОР – электронные образовательные ресурсы.
Урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. К примеру, подача новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой она проводится на традиционном уроке.
Современное образование испытывает существенную потребность в качественных электронных образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:
-
организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
-
применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов и др.;
-
привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
-
создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации.
Приоритетными видами электронных ресурсов, ориентированные на получение новых образовательных результатов будут являться такие, которые реализуют, прежде всего, следующие дидактические функции:
-
обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора и получения необходимой учебной информации;
-
учебная коммуникация;
-
анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов;
-
развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.
Выделим группы ЭОР, которые отражают перечисленные выше дидактические функции:
-
Информационно-поисковые справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и программные системы – предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым различной информации.
-
Средства компьютерных телекоммуникаций – обеспечивают доступ к удаленным источникам знаний и системам обучения, организация групповой учебной деятельности.
-
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения – относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучением.
Фактически, говоря о новых средствах обучения в качестве компьютерных средств обучения, необходимо делать акцент на нескольких, специфических функциях, реализуемых ЭОР: справочно-информационные, вычислительные, коммуникативные (обеспечение интерактивности, диалоговости, форм и способов связи, адаптивности) и конструкторско-комбинаторные. Носителями первой группы функций – справочно-информационных и вычислительных – являются банки данных, базы знаний, телетекст, экспертные системы.
Вторая группа функций включает все формы коммуникаций и направлена на обеспечение организационных форм обучения, выбор режимов общения и взаимодействия обучаемого с компьютером, с товарищем, с преподавателем, трансляции предметного содержания и связи между всеми участниками процесса обучения. Благодаря этой функции пользователь получает возможность видоизменять как свою деятельность, так и деятельность того, с кем он взаимодействует и наоборот. Примером реализации данной коммуникативной функции могут служить учебно-игровые средства организации конкретных форм учебных ситуаций, которые построены по принципу того или иного типа взаимодействия: парное взаимодействие, внутри- и межгрупповая коммуникация, электронная почта, телеконференцсвязь. Качественный уровень коммуникативности электронных образовательных ресурсов порождает соответствующие условия возникновения внутренне мотивированной и целесообразной деятельности для всех участников учебного процесса, их естественной вовлеченности и активного освоения предметного содержания.
Третья группа функций ЭОР – конструкторско-комбинаторная. Собственно благодаря этой группе функций и обеспечивается «жизнь предметной среды» как мира объектов, с которыми работает обучаемый. В процессе работы у него развиваются умения творческого типа, овладение которыми позволяет обучаемым получить субъективно новое знание путем самостоятельного поиска. ЭОР, позволяющие реализовывать данную функцию могут служить эффективным средством формирования творческих умений учащихся. В частности, открываются необозримые возможности для решения задач нового типа, называемых оптимизационными (из ряда предлагаемых вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения).
Принципиальные возможности для развития творческих умений, в частности, конструкторско-комбинаторных, открывают специальные обучающие среды (интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения) – в этих средах и системах целенаправленно продуцируются условия, благоприятные для спонтанного возникновения интеллектуальных моделей в мышлении учащегося.
Положительным моментом в активизации мыслительной деятельности обучаемого является выбор оптимальной стратегии решения задачи, если обучаемый улавливает в ее объектах тот самый общий признак, в котором заключена их наиболее существенная взаимосвязь. Такие интуитивные процессы, избирающие область поиска, участвуют в решении любой относительно сложной задачи, даже если она имеет другие методы решения.
Специализированные и уникальные возможности ЭОР по технологии:
Специализированные и уникальные возможности ЭОР предоставляют для повышения эффективности учебного процесса при изучении технологии. Специализированные возможности ЭОР связаны с реализацией особенностей дидактических задач, решаемых в новой среде обучения. К их числу можно отнести создание и введение в учебный процесс инновационных модулей в изучение технологии. Другой, и самый важный момент – необходимо эти модули увидеть и выделить (принцип педагогической целесообразности). Примерами могут стать разработки автоматизированных специализированных баз данных.
Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах, является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.
Основные положения теории построения информационных моделей, представляют интерес и с точки зрения исследования процессов информатизации образования. Информационная модель выступает как совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем. В информационной модели отражаются качественные и количественные свойства объектов, составляющих предмет изучения, а также логические, функциональные, пространственные и временные отношения между ними.
Важным в деятельности обучаемого с моделью является процесс ее преобразования с целью изучения ее общих свойств. Состав и характер этих преобразований определяется содержанием самого объекта (будь то изделие или процесс его изготовления), однако для этого необходимы знаково-символические средства фиксации этих преобразований. Компьютер при этом является адекватным носителем таких средств. Визуально, необходимые типы преобразований могут быть заданы в виде специальных знаковых моделей или схем действия, осваивая которые обучаемый раскрывает связь между выполняемыми преобразованиями и их реализации в материале модели.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержание электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Список использованных источников
-
Никифорова Н., Серых Л.А. Познавательная деятельности школьников в сети: исследование Рунета // Электронный альманах "Вопросы информатизации образования", №7, VIO.NPSTOIK.RU - М.: НП "СТОиК", 2007
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 272 с.
-
Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»
-
Сайт «Педсовет.org 13-й Всероссийский интернет-педсовет»
-
Черемошкина Л.В. Влияние информационных технологий на развитие личности: особенности картины-мира и когнитивной сферы Носителей интернет-культуры // Материалы научной конференции. Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008