СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование физминуток на уроках с учащимися с огра-ниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даётся комплекс физминуток по коррекции двигательных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, методы и приёмы их использования.

Просмотр содержимого документа
«Использование физминуток на уроках с учащимися с огра-ниченными возможностями здоровья»

УДК 376.42


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК НА УРОКАХ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Л.В. Баландина


Учитель надомного обучения

Е-шаі1: [email protected]


Россия, Курск, Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»


В статье даётся комплекс физминуток по коррекции двигательных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, методы и приёмы их использования.

Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, физкультпауза, физминутки, дисфункция двигательной сферы, мышечный тонус, зрительно-двигательная координация, моторные нарушения, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика кистей и пальцев рук.


THE USE OF PHYSICAL EDUCATION IN LESSONS WITH STUDENTS WITH DISABILITIES


L.V. Balandina


Teacher of home-based education

E-Step 1: [email protected]


Russia, Kursk, Regional state educational Institution "Kursk school for children with disabilities"


The article provides a set of physical exercises for the correction of motor disorders in children with disabilities, methods and techniques of their use.

Keywords: students with disabilities, physical culture pause, physical minutes, dysfunction of the motor sphere, muscle tone, visual-motor coordination, motor disorders, finger gymnastics, fine motor skills of the hands and fingers.


На своих уроках я как можно чаще стараюсь использовать физкультминутки.

Этот элемент двигательной активности, включаю, как правило, 2 раза в урок.

Такой перерыв в занятии на 1-2 мин особенно необходим детям с ограниченными возможностями здоровья, т. к. позволяет снять мышечное напряжение и статистическую нагрузку, связанную с сидением, переключает на иную деятельность их неустойчивое внимание.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. Физкультпауза, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. А я получаю дополнительную возможность использовать активную речь детей на уроках.

Тексты физминуток я стараюсь увязать непосредственно с темой урока. Такой подход позволяет полнее реализовать цель урока, экономнее использовать учебное время, пополнять словарь детей.

Стихотворные тексты позволяют нормализовать темп речи учащихся, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счёте на совершенствовании фонетической стороны речи.

В речевом материале физкультминуток я придерживаюсь определённых требований:

1.В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук.

2.Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.

3.В физкультпаузу стараюсь включать более разнообразные действия с тем, чтобы учащиеся могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Стремлюсь вызвать у них максимальную двигательную активность.

4.Стихи должны быть доступны по содержанию.

5.Тексты должны быть короткими с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Приведу примеры физкультминуток на уроках чтения и письма.

Тема: «Звук Х»

Мама удивилась: «Ах, ах!» (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам)

Бабушка поднимается по лестнице: «Ох, ох! (наклон вперёд, руки на поясницу, раскачивание в стороны)

Лесорубы рубят лес: «Ух, ух!» (Руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров)

Дети танцуют: «Эх, эх!» (притопывание ногами поочерёдно, руки в стороны)

Тема: «Звук и буква Л»

Самолёты загудели (вращения перед грудью сомкнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдно наклоны в стороны)

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Тема: «Звук и буква К»

Ходит по двору индюк (руки на пояс с высоким подниманием ног)

Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками поочерёдно)

По цветку ползёт паук (шаги с движениями рук вперёд и к груди)

Обломился старый сук (присесть, хлопок)

В конце этой физминутки можно попросить учащихся перечислить слова со звуком /к/ (которые запомнили)

Тема: «Звук и буква Т»

Вот идёт чёрный кот (шаги с высоким подниманием ног)

Притаился – мышку ждёт (приседание, руки к коленям)

Мышка норку обойдёт (встать, повернуться вокруг своей оси)

И к коту не подойдёт (руки в стороны)

Тема: «Звук и буква Ш»

Тише, мыши, тише мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем)

Кот залез на нашу крышу (постепенный подъём вверх, хлопок руками над головой)

Тема: «Звук и буква Р»

Ра – ра – ра (три хлопка)

Высокая гора (руки вверх)

Ры – ры – ры (три хлопка)

Летают комары (руки в стороны, махи руками)

Ир – ир – ир (три хлопка)

На каждом уроке провожу так же упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Все упражнения делю на три составляющие: 1) пальчиковая разминка; 2) работа в тетрадях; 3) различные упражнения для кистей и пальцев рук с различными предметами. Пальчиковую разминку делаем в течение 4-5 минут вначале урока или в середине. Начинаю с разминки пальцев рук — сжимая в кулак и разжимая пальцы. Движения произвожу одновременно двумя руками под счёт «Раз — два! Раз —два!» Повторяется оно 5 раз.

Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки)

Далее идут упражнения на расслабление кистей и пальцев рук. Например: «Погладим котёнка» - плавные движения одной и другой рукой. «Курочка пьёт воду», «Качаем лодочку» и т. д. Далее даю задания на удержание позы кисти руки: «Зайчик», «Гусь», «Коза-дереза». Делаю упражнения с учащимися медленно, контролируя при этом правильность позы кисти руки и точность переключений с одного движения на другое. Даю ясные, чёткие инструкции, чтобы в них были элементы похвалы.

Постепенно задания усложняю. Выполняем с детьми упражнения двумя руками одновременно.

Провожу упражнения разных уровней сложности: по речевой инструкции, по подражанию. Инструкцию сопровождаю показом, т.е. дети работают по подражанию. Далее степень их самостоятельности увеличивается — остаётся только словесная инструкция. Например: такие задания: «Пальчики поздоровались» - можно выполнять одной рукой, или двумя руками. «Зайчик-кольцо», «Ладонь-кулак», «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимаешь две руки» и т.д. Очень нравится детям разнообразная предметная деятельность. Например: застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка на рамках, шнурование ботинок, нанизывание колец на тесьму, перебор крупы, сортировка монет и т. д.

В процессе упражнений ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей с ограниченными возможностями здоровья совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.

Было бы уместно вспомнить выражение Н. А. Бернштейна, который писал в 1947 г.: «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» [2] Совместная работа с педагогом, использование физкультминуток на уроках, создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации, готовит ребёнка к дальнейшему овладению навыкам учебной деятельности и социальной адаптации к жизни.



Библиографический список


1.Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. — М.,1999.

2.Бернштейн Н. А. О построении Движений. М.: Медгиз, 1947.

З.Забрамная С. Д. От Диагностики К развитию. — М., 1998.

4.Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребёнка в ваших руках. - М., 2000.

5.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение» 1979.