Использование игр по развитию речи детей раннего возраста
Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Рекомендуем использовать в работе с детьми раннего возраста следующие игры:
Игра «Принеси, что назову».
Цель: закрепить названия предметов, развивать внимание, активизировать словарь ребенка.
2. Игра " Кто больше увидит?"
Цель: способствовать развитию активной речи, наблюдательности, пополнению, активизации словарного запаса.
Вместе с ребенком посмотрите в окно. По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу качели. На них катается мальчик в синей куртке. Качели красного цвета». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел качели? Какого цвета качели использовать?".
Игра «Что мы видели вчера?»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, расширять словарный запас ребенка.
Вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. «Мы были у бабушки. Мы помогали ей мыть посуду. Разговаривали о том, как у меня прошел день».
Игра «Разговоры, разговоры».
Цель: развивать диалогическую речь, активизировать словарь ребенка.
Данная игра является обычной беседой на любые темы. Предложите правила игры. «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится общаться со мной?» В зависимости от активности ребенка, ответы могут быть развернутыми или краткими. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не связанные с общей темой.
5. Игра "Назови действие"
Предложите ребенку ответить на вопрос, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?
6. Упражнение " Выучи стихотворение"
Цель: закрепить правильное звукопроизношение, расширить словарный запас, развивать речь, память.
Подбирая стихотворения, учитывайте речевые возможности ребенка. Сначала проговаривайте каждую строчку стихотворения. Разучивайте стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивайте зрительную память.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.
Литература
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.