Использование игровых элементов на уроках английского языка в начальной школе (УМК Биболетова М.З.)
.
Игра является ведущей формой деятельности ученика в младшем школьном возрасте. В игре проявляются способности ребенка . Игра служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
В настоящее время, одной из основных задач, помимо формирования у младших школьников прочных основ для дальнейшего успешного изучения иностранного языка, считается также и формирование устойчивого интереса к его изучению
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
-тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку, и возможность свободно делать ошибки на уроке скорее содействует обучению. Они постепенно исчезают, по мере того, как учащиеся становятся более компетентными и уверенными в себе.
. Очень важно при этом заставить учащихся самих дать правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки, написать их на доске.
Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка.
Основных целей пять:
формирование определенных навыков;
развитие определенных речевых умений;
обучение уметь общаться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание (в сфере становления собственно языка).
По цели, которую преследует игра, входят грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, которые способствуют формированию речевых навыков. Грамматические игры облегчают овладение грамматическим материалом, делая процесс более увлекательным, чем утомительная и однообразная тренировка и повторение. Лексические игры продолжают «строить» фундамент речи, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слов.
Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых компетенций.
Фонетические игры.
1. Пчелки. Ход игры: учитель рассказывает детям, что одна пчела английская, другая – русская. Пчела английская жужжит [ð], а русская [з]. Пчелки встретились на цветке и беседуют друг с другом. (Попеременно чередуются [ð], [з]).
2. Скороговорки. В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку.
1. Pat’s black cat is in Pat’s black hat. 2. If you, Andy, have two candies give one candy to Sandy, Andy. 3. A cup of nice coffee is in nice coffee-cup. 4. Geb is Bob’s dog. Tob is Mob’s dog. 5. Pat keeps two pets.
Орфографические игры.
Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове. Ход игры: учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
Лексические игры.
Снежный ком. Это упражнение тоже можно варьировать от элементарного, когда задачей учеников является просто повторить предыдущие слова и добавить свое или обогатить первоначальное предложение, при каждом новом ответе добавляя к нему еще одно слово, до довольно сложного – создать усилиями группами мини-рассказ с использованием лексики по теме.
«Снежный ком». Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «Животные». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример: слова по теме «Животные» a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog и т.д.
Игра с мячом позволяет провести отработку практически любого материала, необходимого учителю. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики:
«Переводчик». Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский
Игра «Угадай, кто это». Учитель описывает внешность какого-нибудь ребенка из группы: He is tall, thin. He has fair hair, blue eyes. What is his name? Дети угадывают, кто это.
Грамматические игры:
Дети очень любят игры с мячом, например, ученики встают в круг и бросая мяч друг другу, задают вопросы и отвечают на них.
- Can you run? – Yes, I can.
- Can you play football? - No, I can’t
«Переводчик» с мячом. Дети встают в круг 1 ученик бросает мяч и рассказывает о себе, 2 ученик ловит мяч и рассказывает о 1 ученике, затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе и т.д. (I like to play. She likes to play. I can play the piano. He can play the piano.)
Все вышеперечисленные игры нравятся моим учащимся и, главное, они не устают. Это еще раз доказывает тот факт, что игра является неотъемлемой частью урока иностранного языка в начальной школ
В результе применения игровых элементов на ступени начального общего образования у обучающихся активизируется стремление к контакту друг с другом и учителем. Игра создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся этой возрастной группы и сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.
Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Игры оживляют уроки иностранного языка и всегда вызывают большой интерес у младших школьников. Они не только способствуют овладению языком в занимательной форме, но и воспитывают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и эстетические чувства, доставляя при этом ученикам большое удовольствие
Список используемой литературы:
Биболетова М.З. Книга для учителя 3 класс. Титул, 2013
Буланова О.Б. Английский для дошкольников. М.: Издательский центр «Академия» — 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002.
Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка. Методические рекомендации. — М.: Чистые пруды, 2008. (Библиотечка ) Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981.
Конышева А.В. Английский для малышей. СПб.: КАРО, 2004.
Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. М.: ВАКО, 2011.
5 класс V-