Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на коррекционных занятиях»
Лакеева Валентина Григорьевна,
учитель-логопед, педагог-психолог
МБОУ «Хвощевская школа»
Использование игровых технологий
занятиях коррекционного цикла
учащихся ОВЗ
Условия формирования педагогического опыта
Научно-исследовательские:
- Концепция СФГОС
- Изучила вопросы социализации, теории игры
в трудах отечественных ученых, в методической
литературе
Методические:
-Изучила и осваиваю современные
образовательные технологии в рамках
личностно-ориентированного подхода
Организационно-педагогические:
- Являюсь руководителем ШМО учителей,
реализующих основные адаптированные
образовательные программы
Актуальность
педагогического опыта
- Противоречие между практической необходимостью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий сопровождения детей с ОВЗ;
- Требования Концепции Специального Федерального государственного стандарта;
- Направленность образовательного процесса школы;
- Ценность системно-деятельностного подхода в освоении способов самореализации учащихся с ОВЗ
Теоретическое обоснование
- В основе педагогической модели лежит идея преодоления «социального вывиха» (по Л.С.Выготскому), реализующаяся в концепции личностно-ориентированного обучения;
- Действенным средством реализации является игра как наиболее естественная и эффективная форма работы;
- «По существу через игровую деятельность и движется ребенок Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» (Л.С.Выготский)
Цель
Создать условия для формирования жизненной компетенции учащихся с ОВЗ в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями средствами игры
Задачи
- изучить индивидуально-психологические особенности учащихся с ОВЗ
- подобрать и разработать игры
- развивать социально-бытовые навыки
- развивать познавательную сферу
- развивать коммуникативную сферу
- развивать мотивационную сферу
- развивать адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях
- способствовать успешной адаптации учащихся
Ведущая педагогическая идея
- Разработка практических путей использования игры на коррекционных занятиях для овладения навыками коммуникации, необходимыми ребенку в повседневной жизни
Использование игр
адаптация к условиям среды, обучение
общению
познавательная деятельность
дидактические
социализирующие
Цели
коррекционно-развивающие
воспитывающи е
воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества
развитие
познавательных
процессов,
мотивации учебной деятельности
Использование
дидактических игр
ХОККЕЙ
Товар
Товар
Маска
Коньки
Клюшка
Товар
вратаря
1500 руб.
Майка
вратаря
Повязка
вратаря
Майка
Щитки
380руб.
Коньки
Шайба
1200руб.
игровая
6800руб.
20руб.
Бельё
680руб.
Коньки
1600
2850руб.
40руб.
Шлем
фигурные
руб.
370
руб.
1000руб.
1400 руб.
Технология реализации
сюжетно-ролевой игры
Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем знаний, опыта детей, их возможностями
Показ положительного действия
с разъяснениями его смысла
Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той социальной роли, которой хочет научить детей
Постепенное уменьшение роли взрослого
Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми
Условия реализации сюжетно-ролевой игры
Реалистичность
Учебный характер
Наличие сюжета и интриги для его развития
Личный вклад
используя возможности игры как средства социализации, осуществляю единый процесс обучения и воспитания:
Внеурочная
работа
Урок
Положительная динамика
результатов обучения
2017-2018
Доля учащихся, имеющих положительные результаты освоения коррекционно-развивающих программ
100
Доля учащихся , показавших положительную динамику по результатам развития жизненной компетенции
2018-2019
100
2019-2020
100
100
100
100
Положительная динамика
результатов обучения
Достижения учащихся
Транслируемость
практических достижений
- Выступление на ШМО
- Открытый урок
- Размещение материалов на образовательных сайтах
- Творческий отчет
Литература
- Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст]: учеб, пособие / Л.Б.Баряева, А.Зарин. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 416 с., 35-36
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст]/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966.- № 6 - С. 62-76. -№ 4. - С. 62-76.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.
- Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками [Текст]/ Под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2003.
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.