СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью использования игровой технологии в логопедической практике с детьми ОВЗ, является развитие любознательности, мотивации к занятиям, увеличении результативности  коррекционно-развивающей работы.

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"»

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Часто детям с особыми возможностями здоровья бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими людьми. Следствием речевых трудностей данной категории детей является снижение потребности в общении. С одной стороны, несформированность коммуникативных навыков у детей с ОВЗ затрудняет их вхождение в коллектив сверстников, а с другой, группа не всегда принимает такого ребенка за «своего». Возникающая ситуация не способствует развитию интеллектуального и личностного потенциала детей интегрированной группы. И здесь для разрешения противоречия на помощь педагогу приходят игровые технологии. Только в игре дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, смогут научиться взаимодействовать и общаться в одной группе. Игра — это тот сквозной механизм в системе коррекции речи, эмоционально-волевой сферы детей с особыми возможностями здоровья.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-социализацию: включение в систему общественных отношений.

В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;

  • Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;

  • Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;

  • Игровой материал подбирается с постепенным усложнением;

  • Используются озвученные, яркие игрушки;

  • Пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в кабинете логопеда подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть игрушка, умеющая играть на барабане, балалайке, рассказывающая детям о частях тела и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали герою выучить его любимый звук и т.п.

Для работы с детьми используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», перчатки-игрушки, гимнастика с красочными картинками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в образовательных учреждениях, как средство обучения и воспитания детей. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются: игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,) объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

  • расширять и уточнять знания детей,

  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

  • совершенствовать речь,

  • развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года?», игры-предположения («Что было бы, если бы.?»).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет, оснащённый компьютером, даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе: игровые презентации, интерактивные игры. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедические программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий в процессе обучения у детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Но не нужно забывать, что ни одна из технологий не может быть универсальной, пока педагог сам не определится каких результатов хочет достичь.

































Список использованной литературы


1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников //. Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г.

3. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

4. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

5. Зайцева О. Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О. Ю. Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!