Использование игровых технологий на уроках технологии.
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут в различных ситуациях самостоятельно принимать решения.
Одним из условий реализации требований ФГОС обеспечение для участников образовательного процесса возможности развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов через организацию учебной и внеурочной деятельности.
Все приемы развития познавательной активности, которые я применяю в своей практике, «копились» мною в течение ряда лет.
Для формирования у обучающихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эмоционального уровня усвоения знаний на уроках технологии использую игровые технологии.
По определению, игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности:
- развлекательная: пробудить интерес, воодушевить, развлечь, доставить удовольствие;
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекция: внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей.
Игра приучает детей мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности.
Для решения этих учебно-воспитательных задач для каждого этапа урока я использую свои активные методы, позволяющие достичь поставленных целей урока. Приведу некоторые примеры.
Активные методы начала урока.
Цели: быстро создать рабочую атмосферу, задать нужный темп урока.
При повторении материала предыдущего урока я провожу «Мозговую атаку»:
«Мозговая атака» - я обучаю девочек ставить и адресовать вопросы: бригады готовят вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Затем первая бригада, ответив на вопрос, задает следующий вопрос второй бригаде и т. д.
Обучающиеся сами оценивают ответы:
За быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка.
Ответы «хором» не засчитываются.
«Ромашка» - обучающиеся выбирают лепестки ромашки, в которых находятся вопросы. За каждый правильный ответ выдается фишка.
Активные методы при изучении нового материала.
Цели: представить новый материал, заинтересовать обучающихся в получении новых знаний.
«Удивление» (столкновение противоречивых фактов или мнений) Обучающиеся, используя ресурсы интернет, готовят информационные сообщения: «Это интересно!», «Любопытные факты», доклады. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность обучающегося.
«Мозговой штурм» - использую при выдвижении гипотез и предложений. Правила участия в «мозговом штурме»:
1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
3. Запрещаются критические замечания – это мешает формулировать новые идеи.
4. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые ценные идеи.
5. Приветствуются все дополнения и уточнения.
Активные методы закрепления материала.
Цели: активизировать познавательную деятельность обучающихся.
«Лови ошибку!» - на воздушный шарик прикрепляются листки с правильными и неправильными ответами на вопрос. Задача обучающихся – найти неправильные ответы и заменить их правильными.
«Проверь себя» - работа с карточками позволяет рациональнее использовать учебное время, осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, приучать их к самостоятельной работе.
Решение кроссвордов и головоломок
Задание: отгадать загадку, дописать пословицу или поговорку. Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры. Предлагаю использовать следующие его формы:
составить кроссворд или ребус.
На мой взгляд применение игровых технологий способствует не только активизации познавательной деятельности обучающихся, но и повышает их мотивацию, способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. Главное должно стать включение в учебную игровую деятельность всех обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Для успешного проведения игровых уроков разрабатываю сценарии, учитывая подготовку класса и материальные возможности (учебно – материальную базу кабинета).
2