Из опыта работы: «Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата».
Игровые технологии для развития у детей интеллекта это - то, с чем мы сталкиваемся в своей работе постоянно. Нужно с малых лет развивать у ребенка логику, ведь это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность и доказательность рассуждения.
Я, начиная с младшей группы, стараюсь сформировать представление об окружающем мире, о различных свойствах и признаках предметов, о цвете, форме, величине, об пространственном расположении, количестве. Так, постепенно у детей накапливается интеллектуальный багаж, свой опыт сенсорный, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий. Ошибочно думать, что ребенок разовьется самостоятельно, необходимо руководить процессами познания окружающего мира и его законов. Важно, и я всегда обращаю внимание на то, что ребенок уже способен делать сам, а также на то, что он может делать при моей помощи. Поэтому я стараюсь не сколько сообщать детям готовые знания, сколько развивать умственные способности и речевой аппарат. Отсюда вытекает вывод о необходимости использовать развивающие методы обучения, то есть игровые технологии, способствующие формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и множество других, а также способствующие развитию познавательных интересов, развитию речи. Постоянно выполняю с детьми упражнения, направленные на эффективную тренировку мышления и развитию речевого аппарата. Целью этих упражнений является пробуждение у детей интереса к знаниям. Если у ребенка с детских лет развивается логическое мышление, то, владея им, ребенок становится гораздо умнее, и его дальнейшее обучение становится легким и успешным.
В своей работе с удовольствием использую книгу: «Логические игры», автор Шалаева. В ней собран бесценный материал для интеллектуального развития детей и тренировку речевого аппарата.
Обобщение по признаку назначения. Например, щетки: (зубная, для волос, для одежды), по названию: конь (морской, игрушечный, спортивный снаряд, живой конь).
Обобщение по признаку цвета. Назови все предметы зеленого цвета, соедини в комплект шапки и варежки определенного цвета.
Сравнение по форме: (арбуз и мяч), по цвету, по общности: (самый легкий, самый сладкий, самый медленный).
Сравнение по внешнему виду. На кого составлен фоторобот? найди двух близнецов, соедини одинаковые фигуры, найди одинаковые фигуры, найди пять отличий и др. Например, соедини человека с его тенью.
Сравнение по размеру и массе. Что тяжелее, что легче? Какой предмет мягкий? Например, книга, подушка, кирпич, шарф, клубок. У какого животного самый длинный нос? У кого волосы длиннее? У кого брюки длиннее? Кто больше: маленький медведь или большой жук? Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?
Сравнение предметов по скорости движения: (улитка, конь, самолет, пешеход). Кто лучше летает, курица или ворона?
Сравнение предметов по положению. Подбери парные картинки.
Сравнение предметов по назначению. Найди предметы, образующие пару: лейка – цветок, нитка – иголка, рыбы – аквариум, или соедини хвост зверей с их туловищами. Закончи рассуждение: торт сладкий, а лимон? (кислый).
Объяснение высказываний. Усы колечками, кепка блином, галстук бабочкой, я три тарелки супа съел.
Объяснение пословиц. Ум хорошо, а два лучше, или, медведь на ухо наступил, или, мне не велели показывать носа. Пойти ему на встречу.
Рассуждения: после пятницы идет суббота. Зимние месяцы заканчиваются февралем, а летние – августом.
Задания на внимательность. Какие из предложенных ног подойдут бегемоту? В какое время года можно купаться?), различные задачи. Например, на поляне сидели ёжики. Прибежали ещё три ёжика, и всего их стало шесть. Сколько ёжиков было вначале? Что на рисунке изображено неправильно? Кто стоит слева, а кто справа от березы? Чьи это туфли? Соедини линией родителей с детьми. Какой зверь в этом ряду лишний и почему? На юге или на севере живут жирафы, львы, белые медведи и полярные совы? Когда на небе видны звёзды (утром, днём, вечером или ночью)? Найди имена, которые спрятались в словах: ванна, полярник, столяр, пират. Замени последнюю букву в слове: лес – лез, первую: майка – чайка и т.п. на какой картине дети поступают правильно, а на какой – нет (топчут цветы, лижут железо на морозе, уступают место пожилому человеку в автобусе)?
Классификация по локальным признакам. Скажи, кто, где живёт? (заяц, волк, свинья, коза).
Классификация по функциональным признакам. Выдели признак пользы животного для человека (корова, собака, курица, лошадь).
Классификация по назначению. Выбери предметы, которые можно взять на огород, на речку, и т.п.
Отрицание одного или нескольких признаков предметов, на основе противоположного признака. Например, все коровы чёрные, а одна – белая.
Все эти игры и задания я могу включать в любые режимные моменты: на зарядке, на прогулке, в утренние и вечерние часы.
Благодаря этим играм, как мне кажется, некоторые дети стали более сильные в интеллектуальном плане, более любознательные, с удовольствием взаимодействуют со мной, объясняют свою точку зрения, очень довольны правильным результатом.