СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий в преподавании географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий в преподавании географии»

Использование игровых технологий в преподавании географии

Михайлова Людмила Петровна.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания детей является игра. В широком значении деловыми играми называют упорядоченную, коллективную деятельность, направленную на обучение. Воспитание и развитие детей с использованием людей, имитаций, ролей, анализа ситуации. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая слабых в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно, слабых и неуверенных в себе. Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра, прежде всего системы работы учителя с детьми. Акцент делается на максимальный рост социальной активности. Развитие творческого потенциала, на углубление и развертывание всех способностей учащихся.

Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективных считается использование игровых методов в учебном процессе. Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных. Самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу.

Наиболее подробно остановлюсь на ролевых играх. Наличие рол, сюжета, разного самочувствия играющего обеспечивает разнообразные воспитательные возможности, развивает у школьников воображение, мышлении, волю. Она способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и обучение, предполагает личностный подход в игровой ситуации. В процессе игры ученики. Сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра- это средство, где воспитание переходит в самовоспитания.

На этапе изучения новых знаний используются игры – путешествия, когда школьники становятся на какое-то время «Экипажем» исследовательского судна. Весь класс или группы представляют собой экспедицию на научно- исследовательском судне. Учитель выбирает начальника экспедиции, штурмана, гидролога, геологи, биологи. Группы специалистов получают задания: разработать исследовательский маршрут от заданных начальной и конечной точки путешествия так, чтобы путь был безопасен. Но при этом проходил через интересные, с научной точки зрения места. Участники экспедиции должны описать море, залив, пролив, океан по которым проходит их путь, определить течения. Глубины, соленость, принадлежность моря к бассейну какого-то океана, описать рельеф морского дна, встретившихся морских животных, порты, куда заходило судно, природу, рельеф и очертание берегов, к которым причаливало судно, возникшие трудности и опасности.

Ролевые игры учитель использует при проверке домашнего задания. Учащиеся становятся « экипажем космического корабля» экипаж состоит из 4 человек Командир (сильный ученик) штурман,1 пилот, 2 пилот (слабый ученик). Учащиеся в течение нескольких минут самостоятельно отвечают на вопросы, а затем поочередно отвечают на вопросы. Сначала капитан, затем штурман и пилоты. Каждый экипаж вытягивает жетон. Выбор- учитель выбирает для ответа одного из членов экипажа. Делегат - выбирает экипаж кого послать отвечать. Все всё- каждый член экипажа защищает свои знания. Доверие- отсутствие контрольной проверки, ставится та оценка, которую поставил экипаж.

Игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, целям, проведению, организации. Поэтому затруднены подходы к их названиям и классификации. В методике обучения географии игры называют познавательными, географическими. Дидактическими. Опираясь на исследования психологов и педагогов. Выделяют две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры. К дидактическим играм мы относим настольные и подвижные игры на местности.

Важна черта настольных игр занимательность. Поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. В них присутствует элемент соревновательности. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. Закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной научно- популярной литературой, географической картой. А главное в процессе игры школьники получают знания. Испытывая при этом удовольствия. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изученного материала, влияют на развитие личности учеников в целом. Настольные игры проводятся как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы. На уроках применяю следующие настольные игры: «Почта», « Путешествие по карте», «Третий лишний», «Узнай силуэт».

Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры

При изучении темы «Государства и политическая карта» использую следующие игры: «Знаешь ли ты эту страну?» учитель называет страну, а участники игры письменно должны ответить на вопросы: столица, река, представители растительного и животного мира. Выигрывает ученик, который дал наиболее полный ответ.

« Найди ошибки в тексте » учитель записывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны узнать ошибки.

Для лучшего усвоения изученного материала по теме « План и карта» получают зашифрованные письма с применением топографических знаков и расшифровывают их. А так же выполняют задания на нахождение по карте нужного объекта по азимуту и по координатам. На уроках обобщающего повторения. Учитель применяет в качестве проверки географические диктанты. Использую игры- состязания. Они имеют свою специфику и свои преимущества, особенно при работе в классах с малой накопляемостью. Они снимают напряжение и дискомфорт во время проверки знаний, что также немаловажно.

Использую и творческие игры. Воображаемые путешествия (игры- сочинения) учащимся, дают задания написать небольшое сочинение о совершенном путешествии в какой- либо район планеты.

При закреплении нового материала, опросе учащихся. На обобщающих уроках использую загадки. Работа с загадками помогает развивать у школьников наблюдательность. Сообразительность и находчивость. Для того чтобы отгадать загадки ученики должны хорошо знать материал школьного учебника.

Игровая технология для подготовки к ЕГЭ

  • Немая карта (узнай силуэт, контур, фрагмент карты)

  • Установи соответствие (высота – гора, страна – столица, народы – семьи,)

  • Пойми меня (отгадать термин)

  • Географическая цепочка (назови объект)

  • «Что такое? Кто такой?» (словарная работа)

  • Диктант с ошибками (верите ли вы, что…)

  • Почта (разложить объекты по материкам, океанам, природным зонам)

В результате использования игровых технологий я обратила внимание на то, что объемный материал усваивается детьми значительно легче и хорошо запоминается. Применять такую форму как игра во время объяснения учебного материала добиваюсь, чтобы все дети участвовали в поставленной задаче и вносили свой вклад в общее дело. Игра развивает в детях чувства коллективизма. Дух соревнования, а это в свою очередь, помогает быть им более раскованным, общительными. С использованием игровых форм уменьшилось количество слабоуспевающих учащихся, многие стали с удовольствием заниматься предметом.