Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования: *ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
*содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
*технология должна носить здоровьесберегающий характер;
*основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
*реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
*организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Психологопедагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, следовательно, и более эффективным.
Игра – есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Игра, как вид деятельности выполняет следующие функции:
-развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
-диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
-коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
-межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
-социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Понятие " игровые технологии в речевом развитии " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
1.Дидактическая игра.
*игры с предметами (игрушками, предметами-заместителями и тд.);
*настольно печатные игры;
*словесные игры;
2.Сюжетно-ролевая игра.
3.Театрализованные игры
*игры – драматизации (ребенок исполняет роль в качестве «артиста»);
*режиссерские игры («артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организует деятельность как «сценарист» и «режиссер»);
4.Пальчиковые игры.
5.Игровые приёмы при заучивании стихотворений (декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов; здесь же приём сочинения стихотворений и сказок).
6.Игровые приёмы при развитии ЗКР. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки меняя силу голоса, т.е. тихо или громко и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, радостно и тд.
7.Проектная деятельность активно используется в коммуникативном развитии детей, темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть например следующие: «Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (играя формируем у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову) Мини-проекты представляют собой серии образовательных ситуаций.
8.Мнемотехника - учит связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Мнемотаблицы – схемы, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.
9.Моделирование, особенно эффективно при разучивании стихотворений. Суть его заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
10. Подвижные и хороводные игры с текстом (способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями).
11. Артикуляционные и речевые упражнения.
12. Игры на развитие речевого дыхания.
13. Игры на формирование фонематического восприятия.
14. Коммуникативные игры (игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях).
15.Логоритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала).
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.
В игре нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку»
(Джанни Родари)
МАДОУ Детский сад №9
«Теремок»
«Использование игровых технологий
в речевом и коммуникативном
развитии дошкольников»
дошкольнико
Подготовила учитель-логопед:
Будникова Т.В.
Подготовила учитель-логопед:
Будникова Т.В.
2025г.