СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий»

ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ



Использование деловых игр в активизации процесса обучения школьников на уроках технологии. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Деловая игра - это целенаправленно сконструированная модель какого- либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков. Деловая игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуации.

В учебном процессе использование игровой деятельности может быть весьма эффективным и продуктивным. Учебные деловые игры могут быть весьма разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, особенностями содержания. Исследование показывает, что стимулировать у школьников устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. Немалую помощь школьникам, и не только им, в адекватной адаптации в учебном процессе оказывают игровые методы. Выпускник школы, приступая к выбору профессии, еще не имеет опыта работы в коллективе, еще не представляет себе четко и реально, что такое формальные и неформальные (межличностные) отношения. Процесс выбора профессии пройдет намного легче, если он еще школьником уже примерял к себе должностные роли директора, ученого, врача и т.п. Конечно, учащемуся легче будет усвоить, что такое, например прибыль, если он, выступая в деловой экономической игре в роли директора предприятия, докажет, что предприятие будет работать прибыльнее при умелом применении экономических методов управления.

В игре сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. Процесс решения задачи в учебной деловой игре является поисковым, исследовательским. Требования к учебным игровым задачам сводятся к следующему. Задача должна быть актуальной,, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности. Задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов решения. Наиболее благоприятный момент для применения учебных деловых игр - завершающий этап школьного обучения, так как учащиеся старших классов уже обладают достаточным уровнем знаний и умеют самостоятельно работать.

Специализация обучения открывает новые возможности в планировании и организации проблемных ситуаций при решении учебных задач. Появляется возможность строить учебные игры с моделированием поиска решения комплексных задач. Такие игры требуют установления межпредметных связей, изучения реальных межотраслевых отношений. В центре игрового моделирования оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны предлагаемых профессий. Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству.

Деловые игры, как, впрочем, и все активные методы обучения, характеризуются следующими типичными чертами: активизируют мышление самой технологией учебного процесса; активность, приобретенная учащимся с помощью игры, длительна и устойчива; стимулируют самостоятельное принятие учащимися творческих, мотивационно оправданных действий и решений; процесс обучения построен на коллективной основе и по определенному алгоритму; повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения; многие из игр более близки к современным методам обработки информации, чем традиционные методы обучения. В практике изучения профессионального самоопределения деловые игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий преподавателя, мастера, учащихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

В учебных заведениях деловые игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. Состязательность, смена видов занятий при проведении деловых игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся. Массовое применение учебных деловых игр обусловлено рядом причин. Одна из них связана с тем, что они в значительной степени повышают познавательную активность учащихся. Участвуя в деловой игре, школьники получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя.

Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях. Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т.д. Вторая причина связана со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику школы по ряду профессий помимо специальных знаний и профессиональных умений необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели: правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволяют завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.

К обязательным признакам деловой игры относятся: наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения; наделение играющих ролями и ролевыми функциями; наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения; многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого; наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности; правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой из реальной действительности; наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих. В деловой игре, как правило, принимают участие: руководитель: комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд; следит за ровным ходом игры; игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры; информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации; анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов; игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры. Руководителем игры является или мастер производственного обучения или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранна: до игры - они инструкторы; в процессе игры - консультанты; при подведении итогов - главные судьи и руководители заключительной дискуссии. Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа: Этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры; Этап проведения - групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров; Этап анализа и обобщения - обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!