СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игры в коррекционной работе с детьми

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной работе игра используется как групповая психотерапия и в различных тренингах в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.

Просмотр содержимого документа
«Использование игры в коррекционной работе с детьми»

Использование игры в коррекционной работе с детьми.

В коррекционной работе игра используется как групповая психотерапия и в различных тренингах в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает тревогу, напряженность, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Психо коррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, (кроме полного аутизма). Игротерапия эффективна как помощь при нарушениях познавательной сферы, агрессивности в поведении, как средство улучшении эмоционального состояния детей, снижения страхов, стресса и тревожности; при затруднениях в обучении, отставании в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии детей.

В игровой деятельности детей сочетаются очень важные факторы:

дети включаются в практическую деятельность;

развиваются физически;

углубляют познания об окружающем мире.

Кроме того, играя, дети получают моральное и эстетическое удовольствие.

Игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные.

Чтобы понять детей и найти подход к ним, надо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых естественной средой общения для ребенка является игра. Игра для детей является одним из средств коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где трудно найти слова. Ребенок нуждается в благоприятной социально – психологической (развивающей)среде, включающее специально организованное предметно – игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

Игровой процесс, важный в познавательном плане для детей дошкольного и школьного возраста, приобретает особое значение для детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения являются частью общей программы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания, полученные на предметных уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. Используемый наглядно-действенный игровой материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий.

Коррекционно-развивающие игры имеют многопрофильный характер: они могут служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовывать и направлять деятельность ребенка в плане формирования моторных функций – двигательных умений, координации движений, глазомера, меткости, мелкой моторики. В процессе занятий дети учатся видеть цвет и форму, определять величину и направление (право-лево). Такие занятия благотворно сказываются на общем и физическом развитии, улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности.

Рекомендации по проведению коррекционно-развивающих игр.

1. Коррекционно-развивающие игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера.

2. В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и травматизма.

3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей.

4. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.

5. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребенку надо приложить усилие, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.

6. Педагог использует игры в воспитательных целях: учит детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучает к бережному обращению с игровым материалом, к порядку в игровой комнате.

7. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя.

8. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития.

9. При организации игр педагог объединяет детей в группы с учетом их психомоторного и физического развития; с детьми, страдающими тяжелыми моторными нарушениями, занятия проводит индивидуально.

Коррекционно-развивающие игры делятся на две группы в зависимости от того, в какое время и в каких условиях они проводятся. К первой группе относятся игры, которыми дети могут быть заняты во внеурочное время во дворе или в классе. Ко второй группе отнесены игры, используемые игротерапевтом в учебное время в специально подготовленной для таких занятий кабинете.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!