СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся»











Использование ИКТ

на уроках биологии

в целях повышения качества знаний обучающихся



Подготовила

Захарова Оксана Викторовна,

учитель химии и биологии

МБОУ гимназии №4

имени И. Н. Нестерова поселка Псебай

МО Мостовский район







2020 г.


  1. Введение

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия, в том числе по биологии, обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях.







  1. Актуальность использования ИКТ в образовании.

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе

Информатизация включает в себя:

  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

  • интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;

медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации

слайд 2

Актуальность использования ИКТ в биологии

• качественно новый тип урока (динамика, информативность);

• быстрота получения нужной информации;

• большой спектр наглядных пособий;

• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;

• развитие познавательной активности школьников;

• развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.

  1. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

слайд 3

Преимущества использования ИКТ

  • Построение открытой системы образования

  • Индивидуализация учебного процесса

  • Использование средств компьютерной графики и моделирования

  • Рациональная организация познавательной деятельности школьников

  • Формирование системного мышления учащихся

  • Наглядное представление материала

  • Представление в удобном масштабе биологических процессов

  • Эффективная проверка знаний

  • Многообразие организационных форм


Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.







слайд 4

Применение ИКТ на уроках даёт возможность:

  • активизировать познавательный интерес у школьников;

  • развивать их творческие способности;

  • стимулировать умственную деятельность;

  • сделать урок более ярким и увлекательным;

  • повысить познавательную активность.



  1. Общие принципы организации обучения с применением ПК.

Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:

Общие принципы

Выводы

Активное участие обучающегося в учебном процессе.

Максимально содействовать активизации обучающегося.

Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения.

Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения.

Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе.

Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации.

Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе.

Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь.

Отказ от поведения, не дающего положительного результата.

Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.

Постоянное повторение пройденного материала.

Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.

Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения.

Подбирать способы подтверждения индивидуально.

Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.

Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.



  1. Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии

слайд 5

Направления использования ИКТ на уроках биологии





Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.


слайд 6



Направление 1.

Работа с программными продуктами

К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;

  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;

  • учебные презентации;

  • мультимедийные пособия

слайд 7

Направление 2.

Работа с наглядными пособиями

Наглядность - необходимое и закономерное средство образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в школе.

Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

слайд 8

ИКТ как наглядное пособие
(на разных этапах урока)

Использование:

  • презентаций, проектных работ

  • фотографий

  • анимаций различных процессов жизнедеятельности (что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс)

  • коллекций видеозаписей, видеофрагментов

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

  1. Заключение

Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки уроков биологии. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Полная ломка традиционной методики преподавания не нужна. Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.

слайд 9

Использование компьютера при проверке знаний.
( При изучении темы : «общий план
строения клетки. строение клеток прокариот и эукариот»)

1. Определите, какие открытия сделали ученные, изображенные на рисунке(задание на соответствие)

А) Роберт Гук Б) Рудольф Вирхов В) Теодор Шванн Г) Роберт Броун

1. Открыл клеточное строение растительных тканей и предложил сам термин «клетка» ;

  1. Сформулировал основные положения клеточной теории;

  2. Клетки возникают только из клеток путем размножения «клетка из клетки»;

  3. Английский ботаник, в 1828 году впервые наблюдал ядро в растительной клетке. Впоследствии предложил термин «ядро».



слайд 10

2. Терминологическая разминка

  • Цитология

  • Метаболизм

  • Гомеостаз

  • Популяция

  • Адаптация

  • Клетка

  • Раздражимость





3. «Пятый лишний»

  • Моделирование

  • Мониторинг

  • Экспериментальный

  • Статистический

  • Организменный

слайд 11 4. Тесты

1. Впервые увидел и описал клетки растений…

А) Р. Вирхов В) К. Бэр

Б) Р. Гук Г) А. Левенгук

  1. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел

одноклеточные организмы…

А) М.Шлейден В) Р. Вирхов

Б) А. Левенгук Г) Р. Гук

3. Создателями клеточной теории являются:

А) Ч.Дарвин и А.Уоллес В) Г.Мендель и Т. Морган

Б) Т.Шванн и М.Шлейден Г) Р.Гук и Н.Грю

4. Клеточная теория не приемлема для..

А) грибов и бактерий В) животных и растений

Б) вирусов и бактерий Г) бактерий и растений

5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о…

А) единстве хим. состава В) единстве происхождения всего живого

Б) многообразии живых Г) единстве живой и неживой природы

организмов

слайд 12

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий

при подаче нового материала:

слайд 13,14,15,16



  • способствует эффективному усвоению учебного материала;

  • помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

  • позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

  • предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или внеурочный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается обучающихся с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.

слайд 17

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; 

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; 

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; 

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. 

С использованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий:

  • позволяет расширить кругозор учащихся по предмету;

  • активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности.

Преимущества использования компьютерных технологий:

  • возможность использования на различных этапах урока;

  • многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

  • детализирование изучаемых объектов и их частей;

  • восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:

  • информационную – служит источником информации;

  • коммуникативную – является средством общения;

  • развивающую – развивает мыслительную деятельность;

  • образовательную – источник знаний;

  • контролирующую – самоконтроль знаний.

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность.

Стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю в то, что каждый ребенок талантлив.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.

Информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.



  1. Список используемой литературы

    1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

  • Корнер Т.В., Смирнов В.А, Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. №4.

  • Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.

  • Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

  • Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста–учителя к коллективу единомышленников. — Народное образование, 1992.

  • Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!