СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших компонентов компетентностного подхода к обучению немецкому языку.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках немецкого языка»

«Использование ИКТ на уроках немецкого языка»



Подготовила: Красикова Л.А.

преподаватель иностранного языка



Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе. Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения. Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда преподаватель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательной организации позволяет решить ряд фундаментальных задач: изменить цели образования в направлении формирования и развития способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач, моделированию и проектированию предметов и явлений окружающей действительности и своей деятельности; внедрить проектные формы и модели учебного процесса, предусматривающих активную интеллектуально-практическую деятельность обучающихся, самостоятельное осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и коммуникативную деятельность, новую роль преподавателя в качестве консультанта и партнера; сокращение учебной нагрузки репродуктивного типа; обновить содержания образования, повысить роли фундаментальных современных знаний и умений междисциплинарного характера, увеличить степень интегрированности различных учебных предметов и дисциплин.

Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный процесс

1. Уроки, основанные на веб-серфинге

Веб-серфинг – это перемещение по гиперссылкам на страницах сайтов в сети Интернет в ознакомительных целях. Веб-серфинг – один из наиболее распространённых и почитаемых среди молодежи способов обучения. Проект WebQuest (http://webquest.org/). Этот проект построен на основе модели поиска в Интернете, в процессе которого обучающиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске; основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска; развивается исследовательское мышление (умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты). Преподаватели выступают на уроках в роли экспертов и консультантов, направляющих учебный процесс. Модель WebQuest создает преподавателям условия для погружения обучающихся в новую для них деятельность и отбору тех ее видов, которые оказались наиболее продуктивными в плане использования потенциала Интернета.

2. Мультимедийные презентации

Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций обучающиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Многие преподаватели отмечают, что высокий уровень мотивации к обучению достигается, если обучающиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или продуктивной деятельности.

3. Онлайн-дискуссии (чаты, видео-конференции)

Широкое распространение в последние годы получили форумы – дискуссии по каналам Интернета в реальном времени. По мере развития инфраструктуры Интернета во всем мире появляется возможность налаживать общение людей с помощью цифровых коммуникационных каналов. Учащиеся и педагоги могут общаться с экспертами и сверстниками, используя различные формы общения – чат, электронные доски объявлений и электронную почту. Общение в реальном времени позволяет участникам беспрепятственно обмениваться информацией. Общение может происходить в отложенном режиме, так что появляется время для размышлений и возможность компенсировать разницу во времени между часовыми поясами. При общении в реальном времени (например, в чат-группах) происходит синхронный обмен информацией, что позволяет мгновенно реагировать на сообщения и получать необходимые подтверждения или разъяснения.

Методы обучения с использованием ИКТ

Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы. По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно использовать следующие методы обучения.

Метод передачи новых знаний.

Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый. Целью учебного процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания. Организация учебного процесса подчиняется эффективному достижению этой цели: доклады и лекции передают знания, упражнения закрепляют их, обратная связь от преподавателя происходит в двухмерном пространстве, в форме похвалы или критики. Данный метод предполагает, что именно преподаватель или методист решает, чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между преподавателем и учеником определяется отношениями дающей и принимающей стороны. Преподаватель имеет определенную власть над учебным процессом и обучаемым, для эффективного использования своей власти он должен обладать личным авторитетом. Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационно-коммуникационных технологий. Ограниченность такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается лишь пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются. Учебное заведение, использовавший преимущественно метод передачи новых знаний, может выиграть от внедрения ИКТ, прежде всего, в результате облегчения и массовости доступа к учебным ресурсам, независимо от временных и пространственных ограничений. Первая и естественная форма после установки образовательной платформы – это использование электронных учебников, инструкций, документации и другой письменной служебной информации.

Метод отработки и закрепления навыков и умений.

Метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия. Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у слушателя умения самостоятельно решать задачи и проблемы. В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую важность приобретает методика обучения. Учебная деятельность обучаемого является ключом к результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать большой диапазон проблем. Преподаватель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого

Метод выработки новых знаний

Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым. В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся. Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта. Для успеха обучения в данной модели важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владением иностранными языками, компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием учащихся с другими людьми. Способностью непрерывно учиться, умение разделять и нести ответственность, - все эти факторы мотивация являются инструментами достижения целей, необходимыми для активного приобретения знаний. Сами способности и навыки, как и в реальной жизни, остаются инструментом достижения цели, а не целью. Одним из самых распространенный способов применение этого метода является проектно - исследовательское обучение.

ИКТ технологии

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших компонентов компетентностного подхода к обучению немецкому языку. ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации обучающимся, что позволяет изменять и обогащать содержание образования. ИКТ используются на уроке в поддержку основного курса обучения, на внеаудиторных занятиях, стимулирующих работу студентов разных уровней подготовки, в работе над проектами. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ результативно происходит формирование информационной компетенции, которая обеспечивает навыки деятельности студентов с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Акцент делается на самостоятельную работу обучающихся, которая стимулирует их компьютерную компетентность. Компьютер используется для исследовательской работы, для создания презентаций, в качестве компьютерных тренажеров, проведения компьютерного тестирования. Формирование информационной компетенции способствует навыкам исследовательской работы, развитию навыков письменной речи, совершенствованию навыков владения языком. Не менее действенным способом работы с компьютером я считаю использование мультимедийных презентаций, подготовленных мной или студентами. Использование презентаций повысило интерес обучающихся к предмету, привело к усилению мотивации учения. Презентации обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. ИКТ использую для поиска, систематизации и визуализации информации из сети Интернет, обработки данных конкурсов, олимпиад, мониторинга результатов учебной деятельности обучающихся. В режиме on-line проводятся игровые занятия, виртуальные экскурсии по городам стран изучаемого языка.

Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Итак, назовем наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

  • интерактивные доски;

  • электронные энциклопедии и справочники;

  • тренажеры и программы тестирования;

  • образовательные ресурсы Интернета;

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

  • видео и аудиотехника;

  • интерактивные карты и атласы;

  • интерактивные конференции и конкурсы;

  • материалы для дистанционного обучения;

  • научно-исследовательские работы и проекты;

  • дистанционное обучение.

Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых ИКТ на уроках иностранных языков: 
Интернет – ресурсы

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.

На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи обучающихся; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.

Компьютерная лекция

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность студента.

Чаще всего проводятся уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. 
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. 
Электронные учебники

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Электронные словари

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. 
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения. Для перевода с помощью какого-либо из словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на предтекстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе обучающегося.



Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке немецкого языка: 
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; 
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем; 
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных преподавателем или кем-то из обучающихся, материалов сети; 
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации обучающихся. Преподавателю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых обучающихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.













Список использованной литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс. 1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!