СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.»

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.


Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии. Как никогда актуально звучат сегодня строки из стихотворения А.С.Пушкина «Чаадаеву» «и в просвещении быть с веком наравне». Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет.


Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи: 

  • обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, 

  • развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника), 

  • формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий). 

       Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи.


ИКТ на уроках русского языка использую:

- как сопровождение объяснения учителя: на слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, правила, опорные схемы.

- как информационно-обучающее пособие: на слайдах даны советы по организации собственной деятельности ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний, алгоритмы самостоятельной деятельности учащихся;

- для контроля знаний: тестовый контроль с помощью компьютера дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень ЗУН обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.  

В моей творческой лаборатории накопилось много готовых медиаресурсов, которые я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности.. Сама также создаю компьютерные презентации для проведения уроков, разрабатываю уроки с использованием мультимедийных презентаций.

Например, хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Мои ученики с большим интересом работают над проектами по созданию опорных конспектов по орфографии, лексике, синтаксису, готовят творческие задания в виде лингвистических сказок под руководством учителя, самостоятельно переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, представляя их на уроках русского языка. ( Например, блок – схема «Сложное предложение», творческий «фоторобот» новой части речи – причастия, история происхождения наречия и др. Слайды №).

Развивая творческие способности своих учеников, формируя у них умения применять полученные знания на практике, я часто использую такие практико-ориентированные задания в качестве домашней работы. Сначала перед учениками ставлю задачу и планируемые результаты обучения. Всё остальное – работа самих учащихся. Таким результатом совместного творческого союза «учитель и ученик» стали развивающие задания для учащихся с использованием интерактивной доски на уроке русского языка по теме «Употребление наречий» в 7 классе (слайды №), интересные задания на построение предложений с деепричастным оборотом (слайды №), электронное приложение к уроку русского языка в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» ( слайды №).


Использование ИКТ на уроках русского языка мне позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

На уроках литературы применяю компьютер и интерактивную доску для ознакомления с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершения заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотра кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, по произведениям того или иного писателя, прослушивания мастеров художественного слова.

В настоящее время к юбилеям писателей и поэтов выпускаются диски, на которых собран богатейший материал. Приобретаю эти диски и использую на уроке в программе «PowerPoint» при помощи проектора. Это очень удобно в сельской местности, где нет музеев, театров, регулярных художественных выставок.


Мои ученики, готовясь к урокам, пользуются Интернетом. Используя электронные учебники и словари, выполняют индивидуальные задания творческого характера. Готовясь к урокам литературы, пользуются сайтом WWW.LITRU.RU – Бесплатная электронная библиотека. Взаимодействуя в группах, учащиеся создают презентации к урокам.


Использую ИКТ на занятиях курса по выбору, элективных курсов, кружков. Уже четвертый год на занятиях курса по выбору ученики работают с CD диском «Репетитор по русскому языку». На элективных курсах и на отдельных занятиях по подготовке к ЕГЭ организую с учащимися работу на сайтах: WWW.GRAMMA.RU – Культура письменной речи. Экзамен, WWW.EGETESTONLINE.COM.–Русский язык. Онлайн-тесты, http://Letopisi.ru/ – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ, раздел «Русский язык».



Я на своей практике убедилась в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!