СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей, работающих в 5-9 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка.»

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы Подготовила: учитель русского языка и литературы  МОБУ лицея №33 Атепина Светлана Анатольевна

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МОБУ лицея №33

Атепина Светлана Анатольевна

Сложное предложение ( СП ) союзное бессоюзное бессоюзное сложное предложение  ( БСП ) сложноподчиненное предложение  ( СПП ) сложносочиненное предложение ( ССП ) , ( ) , ,союз придаточное обстоятельственное придаточное определительное придаточное изъяснительное

Сложное предложение ( СП )

союзное

бессоюзное

бессоюзное

сложное предложение

( БСП )

сложноподчиненное

предложение

( СПП )

сложносочиненное

предложение

( ССП )

, ( )

,

,союз

придаточное

обстоятельственное

придаточное

определительное

придаточное

изъяснительное

Сочинительные союзы противительные соединительные разделительные а, но, да(но), однако, зато, же, только(но) а, и, да(и), также, тоже, не только – но и,  как – так и  или, либо, то – то,  то ли – то ли, не то – не то

Сочинительные союзы

противительные

соединительные

разделительные

а, но, да(но),

однако, зато,

же, только(но)

а, и, да(и),

также, тоже,

не только – но и,

как – так и

или, либо,

то – то,

то ли – то ли,

не то – не то

Деепричастия Несовершенного вида Совершенного вида Основа глагола наст. времени + -а, -я Основа инфинитива + -в, -ши, -вши

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Основа глагола

наст. времени

+ -а, -я

Основа

инфинитива

+ -в, -ши,

-вши

 Классная работа.  Образование деепричастий. ( Выпить ) чашку чая Наташа шумно взд---хнула забросила косу за пл---чо и нач---ла читать книгу в ж---лтой обло---ке. Мать ( стараться ) не шуметь п---судой ( наливать ) чай вслушивалась в плавную реч-- девушки. Но скоро она утомилась сл---дить за ра----казом и стала ра-----матривать г---стей ( не заметить ) сына. Наташа ни--ко ( наклоняться ) над книгой часто п---правляла сп---лзавшие ей на виски волосы.  о ж а е е о ь сс сс е з о о о

Классная работа. Образование деепричастий.

( Выпить ) чашку чая Наташа шумно взд---хнула забросила косу за пл---чо и нач---ла читать книгу в ж---лтой обло---ке.

Мать ( стараться ) не шуметь п---судой ( наливать ) чай вслушивалась в плавную реч-- девушки. Но скоро она утомилась сл---дить за ра----казом и стала ра-----матривать г---стей ( не заметить ) сына. Наташа ни--ко ( наклоняться ) над книгой часто п---правляла

сп---лзавшие ей на виски волосы.

о

ж

а

е

е

о

ь

сс

сс

е

з

о

о

о

Объясняя новый материал,… Облетев земной шар,… Опаздывая в школу,… Отправляясь в  путешествие,… Получив «пятерку»,… Проплывая мимо острова,… Зачитываясь интересной книгой,… Кувыркаясь от  удовольствия,… Поговорив с другом,…

Объясняя новый

материал,…

Облетев земной

шар,…

Опаздывая в

школу,…

Отправляясь в

путешествие,…

Получив «пятерку»,…

Проплывая мимо

острова,…

Зачитываясь интересной

книгой,…

Кувыркаясь от

удовольствия,…

Поговорив с другом,…

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ……… . много я слышал разных споров о счастье. Cчастье – это ………….. богатство , деньги. Но ведь …………… настоящего счастья, верной дружбы ……………. не купишь. Счастье ................ - это не только иметь, брать, получать. Счастье …………….. и в том, чтобы помогать ………….… (допишите предложение)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

……… . много я слышал разных споров о счастье. Cчастье – это ………….. богатство , деньги. Но ведь …………… настоящего счастья, верной дружбы ……………. не купишь. Счастье ................ - это не только иметь, брать, получать. Счастье …………….. и в том, чтобы помогать ………….… (допишите предложение)

Найди ошибку! оторвался начнется видят Не прячутся наблюдают изучают предмет, Действие Что сделал? предмета, Действие Н.ф.-оторваться предмета, Что сделает? Действие Действие предмета, Что Что? предмета, Действие делают? Н.ф.-прятаться Что делают? предмета, Н.ф.- видеть. Что делают? Н.ф.- ученик  П о с т о я н н ы е п р и з н а к и Одушевл. Сов.вид, 1спр., Несов.вид, Возвр., 3скл., Несов.вид, Неперех. 2спр., Возвр., Несов.вид,1спр., 1спр., Нарицател.Переходн. Неперех. Невозвр., Возвр., Невозвр.,  Неперех. Переходн.   Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и Изъяв.накл. Прош.вр. Изъяв.накл. Ед.ч. , м.р., Изъяв.накл. Буд.вр. качественное 3 л. Наст.вр. Ед.ч.,3 л. Изъяв.накл. Мн.ч., 3 л. Наст.вр. Мн.ч., 3 л. Наст.вр. Изъяв.накл. Мн.ч. 3 л.  Наст.вр.  мн.ч., 3 л.   подлежащее

Найди ошибку!

оторвался

начнется

видят

Не прячутся

наблюдают

изучают

предмет,

Действие

Что сделал?

предмета,

Действие

Н.ф.-оторваться

предмета,

Что сделает?

Действие

Действие

предмета,

Что

Что?

предмета,

Действие

делают?

Н.ф.-прятаться

Что делают?

предмета,

Н.ф.-

видеть.

Что делают?

Н.ф.-

ученик

П о с т о я н н ы е п р и з н а к и

Одушевл.

Сов.вид,

1спр.,

Несов.вид,

Возвр.,

3скл.,

Несов.вид,

Неперех.

2спр.,

Возвр.,

Несов.вид,1спр.,

1спр.,

Нарицател.Переходн.

Неперех.

Невозвр.,

Возвр.,

Невозвр.,

Неперех.

Переходн.

Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и

Изъяв.накл.

Прош.вр.

Изъяв.накл.

Ед.ч. , м.р.,

Изъяв.накл.

Буд.вр.

качественное

3 л.

Наст.вр.

Ед.ч.,3 л.

Изъяв.накл.

Мн.ч., 3 л.

Наст.вр.

Мн.ч., 3 л.

Наст.вр.

Изъяв.накл.

Мн.ч. 3 л.

Наст.вр.

мн.ч., 3 л.

подлежащее

Когда у старушки, у тетушки Фло, Бывает порой на душе тяжело, Когда поясница болит у нее, Цветы засыхают , не сохнет белье, Когда на дворе моросит без конца, Когда расшатались ступеньки крыльца, И лопнул на полке с мукою пакет, И моль обглодала приличный жакет, И клумбу попортил соседский петух, И нету все лето спасенья от мух, В духовке опять пригорает пирог, И письма от внуков приходят не в срок, Когда просто так нападает хандра – На кухню уныло уходит она, И в мисочке мыло разводит она, И дует , собрав свой ослабленный дух. И первый пузырь, невесомый, как пух, И радужный, будто цветное стекло, Растет на соломинке тетушки Фло… Летят и летят пузырьки к потолку, С собою уносят хандру и тоску, Парят , и танцуют , и вьются вокруг; И тетушка вскочит , закружится вдруг И, вспомнив , что дел еще невпроворот, Вприпрыжку помчится  полоть огород. Сколько глаголов?

Когда у старушки, у тетушки Фло,

Бывает порой на душе тяжело,

Когда поясница болит у нее,

Цветы засыхают , не сохнет белье,

Когда на дворе моросит без конца,

Когда расшатались ступеньки крыльца,

И лопнул на полке с мукою пакет,

И моль обглодала приличный жакет,

И клумбу попортил соседский петух,

И нету все лето спасенья от мух,

В духовке опять пригорает пирог,

И письма от внуков приходят не в срок,

Когда просто так нападает хандра –

На кухню уныло уходит она,

И в мисочке мыло разводит она,

И дует , собрав свой ослабленный дух.

И первый пузырь, невесомый, как пух,

И радужный, будто цветное стекло,

Растет на соломинке тетушки Фло…

Летят и летят пузырьки к потолку,

С собою уносят хандру и тоску,

Парят , и танцуют , и вьются вокруг;

И тетушка вскочит , закружится вдруг

И, вспомнив , что дел еще невпроворот,

Вприпрыжку помчится полоть огород.

Сколько глаголов?

  Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания .   A .  Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.  Б . Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.  B. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение веcны, и постепенно пробуждается ото сна.  Г . В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания .  А. Б. В.  Г. 2. Укажите сложносочиненные предложения. А. Б. В. Г. 3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.  А. Б. В. Г. 4. Строение какого предложения соответствует схеме : [неопределенно-личное], и [безличное]? А. Б. В. Г.  5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение : То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?  A. одновременность явлений  Б. последовательность B. чередование  Г. противопоставление 6. Найдите предложение с союзом однако  (знаки препинания не проставлены)  А. В доме раздался шорох однако вскоре он затих.  Б. В доме раздался шорох  вскоре однако  он затих.

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания .

A . Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б . Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

B. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение веcны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г . В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания .

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А. Б. В. Г.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме : [неопределенно-личное], и [безличное]? А. Б. В. Г.

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение : То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

A. одновременность явлений

Б. последовательность

B. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания

не проставлены)

А. В доме раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В доме раздался шорох вскоре однако он затих.

Творческое задание на основе изученного.  Ночь темна, но...  2. Снег начался внезапно, и дети..  .  , и безличное 1. двусоставное . 2. Неопределенно-личное , и безличное

Творческое задание на основе изученного.

  • Ночь темна, но...

2. Снег начался внезапно, и дети..

.

, и

безличное

1.

двусоставное

.

2.

Неопределенно-личное

, и

безличное

тест  1 вариант 2 вариант 1 . Найдите деепричастие  совершенного вида: несовершенного вида: а) вздрогнув, б) подготовив, а) замечая, б) не говоря, в) не страшась, г) не жалея в) продумав, г) изучив  2 .  Образуйте деепричастия несоверш. вида соверш. вида списывать, двигаться остаться, проститься  Найдите правильное продолжение предложения Решая задачу, Спеша в школу, А) прочитайте внимательно условие. А) волнение не должно вас Б) может быть несколько ответов. одолевать.  Б) не забывайте то, что  выучили .

тест

1 вариант 2 вариант

1 . Найдите деепричастие

совершенного вида: несовершенного вида:

а) вздрогнув, б) подготовив, а) замечая, б) не говоря,

в) не страшась, г) не жалея в) продумав, г) изучив

2 . Образуйте деепричастия

несоверш. вида соверш. вида

списывать, двигаться остаться, проститься

  • Найдите правильное продолжение предложения

Решая задачу, Спеша в школу,

А) прочитайте внимательно условие. А) волнение не должно вас

Б) может быть несколько ответов. одолевать.

Б) не забывайте то, что

выучили .

После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «О кухаркиных детях».  А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «О кухаркиных детях».

А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

  В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением.  С Щедриным Чехова сближает  тема обличения российской действительности  приемы творчества говорящие фамилии  (Очумелов, Хрюкин, Червяков) , контрастное сопоставление образов и событий. гротеск,

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением.

С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности

приемы творчества

говорящие фамилии

(Очумелов, Хрюкин, Червяков) ,

контрастное сопоставление

образов и событий.

гротеск,

Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки?  Как при этом меняется тон его высказываний?
  • Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки?
  • Как при этом меняется тон его высказываний?
 Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?  Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака?

Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?

Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака?

4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель ? 5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании ?

4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель ?

5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании ?

 Мастерство Чехова-художника   В прямом или в переносном значении употреблено слово «хамелеон»  в заглавии рассказа? Кого в рассказе можно назвать хамелеоном?   В чем  смысл названия рассказа?

Мастерство Чехова-художника

В прямом или в переносном значении употреблено слово «хамелеон»

в заглавии рассказа?

Кого

в рассказе можно

назвать хамелеоном?

В чем

смысл названия рассказа?

Речевая характеристика героев Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы унизительную лексику  просторечия «холопскую» лексику

Речевая характеристика героев

Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование

канцеляризмы

унизительную лексику

просторечия

«холопскую»

лексику

викторина Что держал в руках идущий по площади городовой в рассказе А.Чехова «Хамелеон»? Конфискованный  нож Конфискованную  фуражку Конфискованный  крыжовник

викторина

Что держал в руках идущий по площади городовой в рассказе А.Чехова «Хамелеон»?

Конфискованный

нож

Конфискованную

фуражку

Конфискованный

крыжовник

Продолжите фразу:  «Глаза собаки, виновницы укушенного пальца, выражали радость смирение злобу ужас

Продолжите фразу:

«Глаза собаки, виновницы укушенного пальца, выражали

радость

смирение

злобу

ужас

Речь надзирателя… изыскана и витиевата неграмотна и обрывочна правильна  и логична

Речь надзирателя…

изыскана

и витиевата

неграмотна

и обрывочна

правильна

и логична

Ещё раз внимательно прочитай рассказ!

Ещё раз внимательно

прочитай

рассказ!

Молодец!

Молодец!

Спасибо  за внимание !

Спасибо

за

внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!