Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МОБУ лицея №33
Атепина Светлана Анатольевна
Сложное предложение ( СП )
союзное
бессоюзное
бессоюзное
сложное предложение
( БСП )
сложноподчиненное
предложение
( СПП )
сложносочиненное
предложение
( ССП )
, ( )
,
,союз
придаточное
обстоятельственное
придаточное
определительное
придаточное
изъяснительное
Сочинительные союзы
противительные
соединительные
разделительные
а, но, да(но),
однако, зато,
же, только(но)
а, и, да(и),
также, тоже,
не только – но и,
как – так и
или, либо,
то – то,
то ли – то ли,
не то – не то
Деепричастия
Несовершенного вида
Совершенного вида
Основа глагола
наст. времени
+ -а, -я
Основа
инфинитива
+ -в, -ши,
-вши
Классная работа. Образование деепричастий.
( Выпить ) чашку чая Наташа шумно взд---хнула забросила косу за пл---чо и нач---ла читать книгу в ж---лтой обло---ке.
Мать ( стараться ) не шуметь п---судой ( наливать ) чай вслушивалась в плавную реч-- девушки. Но скоро она утомилась сл---дить за ра----казом и стала ра-----матривать г---стей ( не заметить ) сына. Наташа ни--ко ( наклоняться ) над книгой часто п---правляла
сп---лзавшие ей на виски волосы.
о
ж
а
е
е
о
ь
сс
сс
е
з
о
о
о
Объясняя новый
материал,…
Облетев земной
шар,…
Опаздывая в
школу,…
Отправляясь в
путешествие,…
Получив «пятерку»,…
Проплывая мимо
острова,…
Зачитываясь интересной
книгой,…
Кувыркаясь от
удовольствия,…
Поговорив с другом,…
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
……… . много я слышал разных споров о счастье. Cчастье – это ………….. богатство , деньги. Но ведь …………… настоящего счастья, верной дружбы ……………. не купишь. Счастье ................ - это не только иметь, брать, получать. Счастье …………….. и в том, чтобы помогать ………….… (допишите предложение)
Найди ошибку!
оторвался
начнется
видят
Не прячутся
наблюдают
изучают
предмет,
Действие
Что сделал?
предмета,
Действие
Н.ф.-оторваться
предмета,
Что сделает?
Действие
Действие
предмета,
Что
Что?
предмета,
Действие
делают?
Н.ф.-прятаться
Что делают?
предмета,
Н.ф.-
видеть.
Что делают?
Н.ф.-
ученик
П о с т о я н н ы е п р и з н а к и
Одушевл.
Сов.вид,
1спр.,
Несов.вид,
Возвр.,
3скл.,
Несов.вид,
Неперех.
2спр.,
Возвр.,
Несов.вид,1спр.,
1спр.,
Нарицател.Переходн.
Неперех.
Невозвр.,
Возвр.,
Невозвр.,
Неперех.
Переходн.
Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и
Изъяв.накл.
Прош.вр.
Изъяв.накл.
Ед.ч. , м.р.,
Изъяв.накл.
Буд.вр.
качественное
3 л.
Наст.вр.
Ед.ч.,3 л.
Изъяв.накл.
Мн.ч., 3 л.
Наст.вр.
Мн.ч., 3 л.
Наст.вр.
Изъяв.накл.
Мн.ч. 3 л.
Наст.вр.
мн.ч., 3 л.
подлежащее
Когда у старушки, у тетушки Фло,
Бывает порой на душе тяжело,
Когда поясница болит у нее,
Цветы засыхают , не сохнет белье,
Когда на дворе моросит без конца,
Когда расшатались ступеньки крыльца,
И лопнул на полке с мукою пакет,
И моль обглодала приличный жакет,
И клумбу попортил соседский петух,
И нету все лето спасенья от мух,
В духовке опять пригорает пирог,
И письма от внуков приходят не в срок,
Когда просто так нападает хандра –
На кухню уныло уходит она,
И в мисочке мыло разводит она,
И дует , собрав свой ослабленный дух.
И первый пузырь, невесомый, как пух,
И радужный, будто цветное стекло,
Растет на соломинке тетушки Фло…
Летят и летят пузырьки к потолку,
С собою уносят хандру и тоску,
Парят , и танцуют , и вьются вокруг;
И тетушка вскочит , закружится вдруг
И, вспомнив , что дел еще невпроворот,
Вприпрыжку помчится полоть огород.
Сколько глаголов?
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания .
A . Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б . Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
B. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение веcны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г . В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания .
А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения.
А. Б. В. Г.
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.
А. Б. В. Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме : [неопределенно-личное], и [безличное]? А. Б. В. Г.
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение : То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
A. одновременность явлений
Б. последовательность
B. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания
не проставлены)
А. В доме раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В доме раздался шорох вскоре однако он затих.
Творческое задание на основе изученного.
2. Снег начался внезапно, и дети..
.
, и
безличное
1.
двусоставное
.
2.
Неопределенно-личное
, и
безличное
тест
1 вариант 2 вариант
1 . Найдите деепричастие
совершенного вида: несовершенного вида:
а) вздрогнув, б) подготовив, а) замечая, б) не говоря,
в) не страшась, г) не жалея в) продумав, г) изучив
2 . Образуйте деепричастия
несоверш. вида соверш. вида
списывать, двигаться остаться, проститься
- Найдите правильное продолжение предложения
Решая задачу, Спеша в школу,
А) прочитайте внимательно условие. А) волнение не должно вас
Б) может быть несколько ответов. одолевать.
Б) не забывайте то, что
выучили .
После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «О кухаркиных детях».
А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.
«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.
В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением.
С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности
приемы творчества
говорящие фамилии
(Очумелов, Хрюкин, Червяков) ,
контрастное сопоставление
образов и событий.
гротеск,
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки?
- Как при этом меняется тон его высказываний?
Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?
Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака?
4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель ?
5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании ?
Мастерство Чехова-художника
В прямом или в переносном значении употреблено слово «хамелеон»
в заглавии рассказа?
Кого
в рассказе можно
назвать хамелеоном?
В чем
смысл названия рассказа?
Речевая характеристика героев
Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование
канцеляризмы
унизительную лексику
просторечия
«холопскую»
лексику
викторина
Что держал в руках идущий по площади городовой в рассказе А.Чехова «Хамелеон»?
Конфискованный
нож
Конфискованную
фуражку
Конфискованный
крыжовник
Продолжите фразу:
«Глаза собаки, виновницы укушенного пальца, выражали
радость
смирение
злобу
ужас
Речь надзирателя…
изыскана
и витиевата
неграмотна
и обрывочна
правильна
и логична
Ещё раз внимательно
прочитай
рассказ!
Молодец!
Спасибо
за
внимание !