СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление отражает этапы формирования ИКТ грамотности у детей

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ технологий в образовательном процессе»

Формирование ИКТ-компетентностей у учащихся

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

  • определять цели познавательной деятельности;

  • находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

  • использовать разнообразные информационные источники;

  • искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

  • организовывать свою деятельность;

  • сотрудничать с другими учащимися.



Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Познавательная, деятельность (Большая Советская Энциклопедия) — процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Умение (БСЭ) — действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль; способность выполнять некоторое действие по определенным правилам.

Навык (БСЭ) — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи.

Таким образом, для формирования ИКТ – компетентности необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся с определенными целями.

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося.

Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Еще немало важное влияние на уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ оказывает образовательный статус их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.

Итак, на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов, но мы рассмотрим некоторые из них:

  • образовательное учреждение;

  • деятельность преподавателя информатики;

  • социально-демографические факторы;

  • различные аспекты учебной деятельности и досуга.

В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.

Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников. Но при обособленном преподавании предмета информатики достижения желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности учащихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель информатики, так или иначе, особенно в сельских школах, является консультантом, помощником в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что, главное - это научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.

Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», я уверена, подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта связь между названием предмета и видом компетентности.

Хотя, ответ на вопрос очевиден, обучение комплексным информационным умениям проходит успешно там, где эта работа осуществляется при тесном взаимодействии учителей - предметников, работников библиотеки и преподавателей информатики. Поэтому, теоретическая значимость опыта заключается в том, что каждый учитель может воспользоваться описанными приемами и выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы формировать познавательные компетентности учащихся.

Несмотря на трудности освоения, большая часть учителей-предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно, очень мало. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.

Из всего сказанного следует ряд вытекающих друг из друга положений составивших основу программы информатизации школы:

На первом этапе информатизация школы должна быть направлена на обеспечение связи ИКТ с решением творческих и учебных задач выполняемых школьниками.

Это возможно при широком использовании в профессиональной деятельности ИКТ-технологий большинством учителей школы.

Не учитель должен подстраивать свою работу под программу информатизации, а программа должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально помочь каждому учителю преодолеть трудности освоения новых подходов к работе со школьниками.

Решение выше обозначенных вопросов возможно при параллельном решении двух проблем - обучение учителей ИКТ технологиям и создание максимально благоприятных условий их использования.

То есть развитие ИКТ-компетентности учащихся, в большей степени зависит от сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования. Немного об особенностях работы в данном направлении нашей школы.

Для реализации образовательного компонента программы информатизации в школе я проводила обучение учителей по формированию ИКТ-компетентности.

Цель: добиться сформированности информационной образовательной среды образовательного учреждения, донести до учителей основы работы с информационными и Интернет-технологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций.

Задача: развитие ИКТ - грамотности и компетентности учителей, учащихся.

Для организации принципа работы я использовала материалы пособия Федерации Интернет Образования «Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы» где особое внимание уделяется инициированию создания творческих групп учителей школы - добровольной команды единомышленников по формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную деятельность школы. При этом преследовалась цель: «через деятельность группы донести до учителей основы работы с информационными и Интернет-технологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций». В нашей школе членами такой команды являются руководители предметных методических объединений, а руководителем - учитель информатики. Данная точка зрения связана с тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не под силу, необходимо формировать команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт использования ИКТ и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве. На мой взгляд учителя такой команды должны обладать «корпоративной» ИКТ-компетентностью, в противовес индивидуальным несогласованным действиям. Прилагательное «корпоративная» рассматривается нами как производная от слова «корпорация», как синоним слову «командная», при этом мы вкладываем в это понятие следующий смысл, соответствующий энциклопедическим статьям: «корпорация (от позднелатин. «corporatio» -объединение) - общество, союз, группа лиц, объединенных общностью сословных или профессиональных интересов».

Таким образом, анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. На мой взгляд процесс обучения может быть представлен несколькими этапами».

На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.

Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.

На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования мы подразумеваем «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечая за выполнение задачи, помогает тем, кто ответственен за это»).

Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.

Работа объединения прошла следующие этапы:

  1. Подготовка Базового уровня ИКТ-компетентности руководителей методических объединений, (пользователь).

  2. Формирование организационно-педагогической ИКТ-компетентности руководителей методических объединений.

  3. Работа в методических кафедрах (руководители методических кафедр выполняют роль тьюторов).

  4. Дальнейшее развития ИКТ-компетентности учителей-предметников для желающих.

Задача формирования информационной компетентности школьников является задачей всех учителей, но особая роль в решении этой проблемы принадлежит учителям информатики.

Средства информатики в силу специфики самой предметной области (новизна, быстрота обновления, престижность, перспективность, нешаблонность, многообразие и т.д.) могут стать фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании при условии их активного проникновения во все сферы учебного процесса.

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную.

Наиболее приемлемыми методами обучения считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские (исследовательское моделирование).

При ведении уроков придерживаюсь следующих правил:

  1. Предоставляю свободу выбора. Никто не любит навязанные действия, чужие решения, особенно дети. Даю им право выбора при решении задач, поиска путей решения

  2. Открытость. При изложении проблемы информирую  детей о фактах, известных науке, показываю границы их знаний. Ведь знания – это не просто сумма аккуратно вложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, это стремление к познанию и саморазвитию.

  3. Деятельность. Стимулирую активную деятельность учащихся в процессе познания.

  4. Обмен опытом. В процессе обучения обязателен регулярный контроль. Провожу опрос по карточкам, работу с терминами, составление тестов и вопросов по конкретной теме, одновременно идет фронтальная работа. В результате накопляемость оценок возрастает.

  5. Личностно – дифференцированный подход.

Считаю, что личностно - дифференцированный подход – одно из обязательных условий успеха в обучении. Воспитание свободной личности со своим пониманием картины мира – основа моей педагогической философии.

Всегда стараюсь знать и пробую жить интересами своих учеников, знать их вкусы, проблемы, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН. Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, собеседование.

Интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором.

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по информатике является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. На сегодняшний момент меня интересуют в первую очередь такие проблемы:

  • использование новых информационных технологий в обучении;

  • преемственность в образовании (как между звеньями начальная и средняя школа, так и межпредметные связи);

  • повышения уровня заинтересованности учеников и преподавателей участия в дистанционном образовании.

Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач я на своих уроках уделяю достаточно времени, продумываю чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности.

На уроках информатики  я применяю следующие виды творческих заданий:

  • составление задач учащимися;

  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

  • реферат, информационное сообщение;

  • создание видеороликов;

  • работа с интерактивной доской;

  • составление кроссворда по теме;

  • разгадывание ребусов по информатике;

  • составление тестов для контроля знаний по предмету.

Одним из результатов процесса информатизации школы стало появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они умеют искать необходимые данные, организовывают, обрабатывают, анализируют и оценивают их, а также продуцируют и распространяют информацию в соответствии со своими целями.

Эта способность (или компетенция) должна обеспечить в дальнейшем школьникам возможность:

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);

  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.