СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование информационных технологий на уроках столярного дела в коррекционной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение в свою работу информационно-коммуникационных технологий имело ряд затруднений. Мультимедийные учебные комплексы по технологии для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). За неимением готовых электронных учебников, технологических карт и вообще какого-либо программного обеспечения для коррекционных школ приходилось самостоятельно разрабатывать и адаптировать пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
««Использование информационных технологий на уроках столярного дела в коррекционной школе».»

Проработав в школе несколько лет, я выявил негативную тенденцию - снижение интереса к учебной деятельности у большинства учащихся. Особенно остро это проявляется на уроках с преобладанием теоретических сведений. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках через использование ИКТ, что в свою очередь отразилось в теме моего самообразования: «Использование педагогических и информационных технологий на уроках столярного дела». Для решения этой проблемы мною были поставлены следующие задачи:

Повышение интереса учащихся к предмету

Обеспечение качества усвоения знаний

Развитие обще учебных умений и навыков

Содействие развитию ИКТ-компетентности

Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Внедрение в свою работу информационно-коммуникационных технологий имело ряд затруднений. Мультимедийные учебные комплексы по технологии для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). За неимением готовых электронных учебников, технологических карт и вообще какого-либо программного обеспечения для коррекционных школ приходилось самостоятельно разрабатывать и адаптировать пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовлю в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. С целью контроля знаний создаю и использую различные тестовые системы. При создании тестов активно использую программу easyQuizzy. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и мне, как учителю, быстро оценить знания по пройденной теме. От учителя компьютер выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.

Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции. Табличные процессоры или электронные таблицы использую, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, создаю графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели. Созданные в Excel и интегрированные в Power Point кроссворды с наложением анимации перестают быть статичной картинкой и способствуют развитию познавательной активности учащихся.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как столярное дело. Преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных средств обучения. Обучение труду требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. С помощью программы Power Point создаю презентации уроков, мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих работ. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навыки, полученные на уроках «Основы компьютерной грамотности».

Использование презентации в качестве наглядного пособия позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Презентация использую в различных учебных ситуациях: в процессе сообщении теоретических и технико-технологических сведений, при обобщении и закреплении пройденного материала. Демонстрацию мультимедийного пособия обязательно сочетаю с анализом наглядного образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях, образцами поузловой обработки и т.п. Использование такого методического приёма позволяет задействовать работу различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Темп предъявления информации с экрана устанавливаю в соответствии с возможностями детей с ОВЗ. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность многократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Используя электронное пособие с текстовым материалом, отрабатываю с детьми основные технологические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники пополняют свой словарный запас. При объяснении нового материала, не вывожу на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предлагаю учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. Разнообразную работу по содержанию мультимедийной презентации провожу и после её просмотра: описание по памяти понравившегося слайда; составление вопросов к отдельным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.

Таким образом, я организую единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся. Использование ИКТ на уроках технологии позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал, мотивацию, интерес к предмету, что положительно сказалось на успеваемости учащихся.

Вывод: Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

Экономию времени при объяснении нового материала;

Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

Вариативность в работе учителя.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся мной методически грамотно, повысили познавательную активность учащихся, помогли создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале что, привело к повышению эффективности обучения.