Применение ИКТ на уроках столярного дела
в коррекционной школе VIII вида.
Современное обучение предусматривает активное применение информационно-коммуникационных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Такие уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит. Информационно-коммуникационные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определенных этапах.
ИКТ уместно использовать при изучении только отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем развития образования.
Трудно представить себе современный урок без современных методов обучения. А общение детей с компьютером прививает интерес к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой дает положительный результат.
ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.
Столярное дело - это один из тех предметов, которые позволяют соединять современную технику и процесс обучения. Применение ИКТ на уроках столярного дела даёт возможность учителю:
-развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса;
-обеспечить широкую вариативность обучения;
-визуализировать учебный материал и т.д.;
-стимулирровать речевую активность и самостоятельность учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой;
-формировать навыки монологической и диалогической речи при обсуждении проблем;
-обеспечивает объективный контроль знаний, качества усвоения материала учащимися.
И сегодня задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания. Сегодня на уроках используются не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В этом учителю помогает ИКТ.
Эксперты уже давно заметили отчетливую связь между методом, с помощью которого учащиеся осваивали материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Известно, что только 25% услышанного материала остается в памяти человека. Если ребенок имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины. На такую особенность усвоения знаний детьми обратил внимание еще К. Ушинский, который отметил, что «знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». А если вовлечь учащихся в активные действия, например, в беседу, то доля усвоенного может составить 75%».
Изучение теоретической части многих тем по столярному делу предусматривает поиск дополнительных сведений. Учащиеся могут получать задания по самостоятельному поиску дополнительной, занимательной информации Во время поиска формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем .
Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации.
Для работы используется Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Опыт применения электронных презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время.
Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:
Мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.
Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но белее продуктивно вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.
Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к трудовому обучению, которое является одним из важных аспектов будущей жизни детей с ограниченными возможностями VIII вида.
При работе над творческим проектом учащиеся с удовольствием пользуются компьютерными технологиями. Составляют отчеты о проделанной работе, оформляют их в мультимедийной презентации.
Использование метода творческих проектов с применением мультимедийных презентаций на уроках способствует:
•Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
• Стимулированию активности и самостоятельности учащихся на уроке;
• Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
• Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися;
• Самостоятельному распределению работы между собой (каждый ответственен за свой блок в отчете);
• Развитию организованности и ответственности;
• Стимулированию к более быстрому и качественному выполнению задания, так как от этого зависит успех всего проекта.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса на всех этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний и т.д.)
Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
• Экономию времени при объяснении нового материала;
• Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
• Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
• Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
• Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
• Вариативность в работе учителя
Компьютер в урочной деятельности можно использовать на любом типе урока, на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Применение компьютерных тестов.
Тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.
Работая в классах, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделал вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления.
Таким образом, при сочетании "новых" методов с традиционными можно осуществлять преподавание наиболее оптимально. Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками: большая вероятность выбора ответов наугад и невозможно проследить логику ученика. Поэтому, применение тестовых технологий в учебном процессе не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения.