2 | Повторение и закрепление раннее изученного материала | Общеклассная и индивидуальная формы работы по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.». Работа с интерактивной доской по теме: «Борьба Руси с татаро-монгольским игом» (Приложение 1) На экран выводится Приложение 1 ученик выходит к доске и пишет ответы. | Устный опрос. Заполнение карточек | Знать: даты, термины, исторических личностей Уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу. | П: -обобщать, делать выводы.-применять имеющиеся знания-анализировать полученную информацию |
4 | Формулировка проблемы. | Включает 4 слайд с (Приложением 3). Подводит к формулировке ИП и УЗ: Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие и учебную задачу урока | Ученики после работы с (Приложением 3) должны сформулировать исходное противоречие и учебную задачу ИП: Несмотря на распад Золотой Орды, ее преемница Большая Орда по-прежнему претендовала на верховенство над Русью. Однако после «стояния на реке Угре» Русь окончательно стала суверенной державой. УЗ: Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига? | Уметь: анализировать исторические источники,сравнивать и делать выводы | Р: - целеполагание - планирование - прогнозирование - выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения П:- анализировать и выделять главное - самостоятельное выделение познавательной цели - умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью |
5 | Планирование деятельности | Какие обстоятельства предопределили свержение ордынского ига? Учитель и ученики разрабатывают план работы | Ученики высказывают предложение, что ответ следует искать в личности и деятельности Ивана III. Выстраивают план работы: 1.Личность Ивана III. 2. Начало объединения русских земель. 3.Ликвидация ордынского владычества. 4.Присоединение Твери. 5.Значение объединения русских земель. | Уметь: выдвигать гипотезы, основываясь на исторических источниках | Р: - целеполагание - планирование - прогнозирование - выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать |
6 | Поиск решения проблемы (изучение нового материала\открытие нового знания). | 1.Личность Ивана III. Учитель предлагает ученикам прочитать отрывок (Приложение 4) и охарактеризовать личность Ивана III. Отрывок выводится на экран интерактивной доски Учитель предлагает детям представить себя на месте молодого Ивана III и определить главные задачи для выполнения. 2. Начало объединения русских земель. Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами их присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории. Присоединение Новгорода было наиболее важным и значимым, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью. Учитель организует ролевую игру: учащийся от имени Ивана III сообщает: «Мне стало известно, что в Новгороде одни бояре поддерживают меня - великого князя, выступают за тесные связи с Москвой, а другие во главе с Марфой Борецкой заключают договор с Казимиром - великим князем литовским и польским. А это не только политическая измена, но и измена православию. Да, следует, наказать сей город». Учитель делит детей на группы. Первая группа Демонстрация слайдов. Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве. Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения? 3.Ликвидация ордынского владычества. Учитель включает сериал «История гос-ва российского. Серия 169».Демонстрация ведется на интерактивной доске. Пока учащиеся смотрят видео, учитель пишет на доске вопросы: Когда и где произошла встреча противников? Покажите на карте это место. Почему монголо-татары отступили? Почему это событие назвали не битвой, а стоянием? Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре? 4.Присоединение Твери. Процесс объединения гос-ва фактически был завершен, но неприсоединенной оставалась еще Тверь. Вопрос: найдите в параграфе причины и год присоединения. 5.Завершение объединения русских земель. Что привело к войнам между Москвой и Литвой в 90-х годах XVв и к чему это привело в 1503г? | Опираясь на Приложение 4, ученики оценивают личность Ивана III. Учащиеся вспоминают прошлый материал и работают с атласом и формулируют основные внешнеполитические задачи эпохи правления Ивана III 1)завершение процесса объединения русских княжеств 2) свержение татаро-монгольского ига Запись в тетрадь: Ярославское княжество – 1463 год. Дмитровское княжество-1569 год Пермская земля-1572 год. Ростовское княжество – 1474 год. Новгородская земля – 1478 год. г.Клин-1482 год Тверское княжество – 1485 год. г.Звенигород-1492 год Псков – 1510 год. Смоленск – 1514 год. Рязань – 1521 год. Разыгрывается ситуация, на основе которой учащиеся делают выводы о планах Ивана III. Читают, анализируют документы, сопоставляют с текстом учебника. Записывают в тетради даты события: 1471-Битва на реке Шелонь 1478-присоединение Великого Новгорода Ответ учащихся: К свержению монголо-татарского ига. Ученики смотрят сериал, обсуждают, анализируют его и отвечают на вопросы. Работа с контурной картой. После ответов на вопросы учащиеся записывают в тетради: 1480-битва на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига. Ученики слушают учителя и отвечают на вопросы. Ученики читают стр171-173 и перечисляют присоединенные города на карте с. 172. | Знать: даты, термины, исторических личностей Уметь: соотносить даты и век и место события. Выявлять варианты причин и последствий, логическую последовательность событий. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Р: -умение работать по ранее составленному плану - самоконтроль в ходе изучения материала П:- анализировать и выделять главное -умение находить и применять информацию из разных источников (атлас, исторический документ, учебник) - умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы -определять понятия -представлять информацию в разный формах (схема) К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог - участие в коллективном обсуждении проблем - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации - владение монологической и диалогической речью |
8 | Подведение итогов. Рефлексия | Давайте вспомним учебную задачу, которую вы сформулировали в начале урока: Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига? Учитель предлагает проанализировать результаты работы: Что получалось быстро\ легко? Над чем стоит поработать\обратить внимание. | Учащиеся пытаются сформулировать ответ на учебную задачу. Учащиеся анализируют результаты работы (формулирование учебной задачи, работа с атласом и контурной картой, историческим источником и карточками). | Уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; | Р: - оценка достижения планируемых результатов, - коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, - волевая саморегуляция П: - рефлексия способов и условий действий, - контроль и оценка способов и результатов действий К.:- сотрудничество с учителем и одноклассниками, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение формулировать и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами |