СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

1.     Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2.     Повышение производительности труда.

3.     Установление межпредметных связей с информатикой.

4.   Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

5.  Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

6.   Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

Технология опыта

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Мною составлены презентации по следующим темам:

История России:

1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.

2. Реформы Петра I.

3. Реформы Александра II.

4. Экономические реформы 1985-1991 годов.

Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.

Обществознание:

 1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).

2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).

4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

 5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

 

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Тема: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

 Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.

 Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.

  Компьютерные программы.

На уроках истории и обществознания я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.        Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Компьютерное тестирование.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. 
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может

самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я использую и могу порекомендовать следующие из них: Hyper Test и Hot Potatoes.
Первый из них (Hyper Test) – это наиболее простой вариант, не требует много времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот» набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику, учителю остается лишь зафиксировать ее.  Результаты тестирования сохраняются в архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно изготовлять тесты одного вида – «Выбери правильный ответ».
Hot Potatoes – это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые задания пяти видов:

1.     Кроссворд;

2.     Поиск соответствия;

3.     Восстановление последовательности;

4.     Заполнение пропусков;

5.     Выбор ответа.

Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование подсказками.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.


Работа с электронными энциклопедиями.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Я  на уроках использую следующие исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и т.д..

Интернет в учебном процессе.

Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на уроках истории.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Подключение школ к сети Интернет позволило использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. 
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ -  и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на уроки истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
В настоящее время не решена проблема карт в школах. Интернет

может помочь и в этом случае. 
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

1.     Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2.     Повышение производительности труда.

3.     Установление межпредметных связей с информатикой.

4.   Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

5.  Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

6.   Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

Технология опыта

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Мною составлены презентации по следующим темам:

История России:

1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.

2. Реформы Петра I.

3. Реформы Александра II.

4. Экономические реформы 1985-1991 годов.

Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.

Обществознание:

 1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).

2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).

4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

 5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!