СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в развитии творческих способностей детей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

- использование мультимедийных презентаций;

- работа с ресурсами Интернета;

- использование готовых обучающих программ;

- компьютерное тестирование.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в развитии творческих способностей детей.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Затеева Валентина Павловна учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой» г. Энгельса Саратовской области»

[email protected]

«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Д.А. Медведев

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Внедрение ИКТ на уроках математики создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Сегодня, в условиях развития современного общества, информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) прочно и уверенно вошли в нашу жизнь. Они охватили все сферы нашего общества, не обошли стороной и сферу образования. Современные дети – учащиеся 21века существенно отличаются от своих сверстников 20 века. Они являются своеобразными цифровыми гениями; не боятся экспериментировать – уверенно освоили Интернет, общаются посредством чатов, через сетевые сообщества, представляют прекрасные презентации с использованием анимации, документальной хроники, используют технику наложения звука. Нам, учителям, порой трудно угнаться за теми новинками, которые появляются в системе Интернета, а дети мгновенно используют их для общения, при подготовке к урокам, для отдыха. Для того чтобы соответствовать образу современного учителя, по мнению учащихся 8-11 классов (всего опрошено 120 учащихся), необходимо: быть умным, образованным-45%, уважать интересы детей-30%, быть коммуникабельным-15%, быть обаятельным и привлекательным-10%. Нужно перестраиваться на новые «рельсы», отказываясь от привычных консервативных методов работы. Хотелось бы поделиться опытом работы в данном направлении.

В 2006 году в рамках НПО в кабинете появились электронная доска SMART , проектор и компьютер. Овладеть всем этим мне помогли мои ученики.

Скажи мне-

И я забуду;

Покажи мне-

И я запомню.

Китайская притча.

Мы воспринимаем

  • 10% из того, что мы ЧИТАЕМ;

  • 20 % из того, что мы СЛЫШИМ;

  • 30% из того, что мы ВИДИМ;

  • 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

  • 70% из того, что обсуждаем с другими;

  • 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

  • 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

Ульям Глассер

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

- использование мультимедийных презентаций;

- работа с ресурсами Интернета;

- использование готовых обучающих программ;

- компьютерное тестирование.

Презентация позволяет:

-наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость информации;

- повышать познавательную активность обучающихся.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий учитель экономит до 30 % учебного времени, нежели при работе у классной доски. Я не думаю о том, что не хватит места на доске, какого качества мел, понятно ли все написанное. Особенно выигрышно использование доски при изучении темы «Графики» Экономя время, увеличивается плотность урока, обогащение его новым содержанием.

Но наряду с положительными, есть и отрицательные аргументы.

Большая затрата времени учителя при подготовке мультимедийного урока.

При работе с ИКТ необходимо соблюдать нормы САНПИНА:

Непрерывная работа за компьютером

для 5-х классов- 15 минут; для 6-х – 7 классов - 20 минут;

для 8-х – 9 классов - 25 минут; для 10-х – 11классов - 25 минут.

Работа с ресурсами интернета.

- значительно сокращается время поиска нужной информации;

- учащиеся приучаются ориентироваться в большом информационном потоке и производить отбор информации.

В 9-х и 11-х классах один раз в неделю учащиеся выполняют вариант с сайта А. Ларина. Каждый понедельник сдают работу с полным подробным решением. Разрешаю пользоваться Форумом Ларина, но решение должно быть свое.

Результаты ЕГЭ 2017 года: 48% учащихся набрали больше 70 баллов. Ученик 11б класса Волков Игорь набрал 94 балла. По результатам ОГЭ Мазур Анна из 32 баллов получила 30 баллов.

Проектная деятельность учащихся.

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

C 2012 года в рамках ФГОС учащиеся моих классов выполняют проекты. В учебниках по математике в 5-6 классов, по алгебре и геометрии 7-9 классов линии А.Г. Мерзляк есть рубрика «Проектная работа», советы для учащихся по оформлению проекта, рекомендуемый список тем. В методических пособиях для учителя даны методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся , а также критерии оценки проектной деятельности учащихся. Лучшие работы учащиеся защищают на школьной конференции.

Ежегодно мои учащиеся становятся победителями и призерами районных и областных конференций. В 2015/2016 учебном году заняли 3 место с работой « Свойства площадей» Мазур Анна и Кулибабина Анастасия на I Региональной научно- практической конференции для школьников « Открытие» . В 2016-2017 учебном году получила Мазур Анна (9 класс) диплом I степени III Регионального Конкурса для школьников « Юный математик»

В Муниципальной научно-практической конференции

«Первые шаги в науке»



Благодаря новой форме интеллектуальных состязаний были созданы широкие возможности для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей. Интернет-олимпиады позволили им проявить свои способности, ориентировали участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенных участниками в процессе Интернет -олимпиад, делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

Мои ученики ежегодно занимаются в интернет - кружке при Меташколе. Каждый понедельник проверяем, какие задания не выполнили. Разбираем вместе. Ребята участвуют в открытых математических Интернет- олимпиадах, различных конкурсах при Меташколе. После окончания учебного года ученики получают свидетельство .


Благодаря этой работе в классе появился победитель и призер районной олимпиады по математике Волков Илья.

В наши дни огромное количество различных конкурсов позволяют реализовать свои способности. Открыть в себе новые качества. И, конечно, это невозможно без применения ИКТ.

С 2012 года при Меташколе стали проводится конкурсы. Мои ученики стали победителями таких конкурсов , как японские кроссворды, « Крестики-нолики», судоку и многие др.. Ребята с большим интересом участвуют в них. Переживают за неудачи и безумно радуются победе.

Огромный плюс, что результаты олимпиад и конкурсов появляются сразу. Я поощряю ребят оценкой и дарю на память памятки по математике.

Год число победителей

2014/2015 12

2015/2016 20

2016/2017 28

2017-2018 32

Благодаря этому кружку ежегодно мои ученики являются призерами районных олимпиад по математике. Мазур Анна (9г) в 2016-2017 учебном году стала победителем Всероссийской олимпиады по математике муниципального этапа. Учащиеся Волков Игорь (11б) занял второе место, Теплотинский Леонид(11б) – 3-е место в олимпиаде, проводимой Энгельсским Технологическим институтом имени Ю. Гагарина. В 2017-2018 учебном году ученик 11б класса Околелов Алексей стал призером ( 3 место) в олимпиаде « Выпускник» при ЭТИ. Победителями регионального тура многопрофильной олимпиады «Звезда» стали 4 ученика : Шевяков Влад, Шуткин Влад, Мазур Анна, Цуприй Сергей.


Уже более 20 лет я сотрудничаю с МФТИ и веду заочную физико-математическую школу. Ежегодно мои выпускники вместе с аттестатом получают свидетельства об окончании ЗФТШ. Седьмой год мы участвуем в дистанционной олимпиаде « Физтех-2011»,« Физтех-2012», « Физтех-2013» и т.д. « Физтех-2017» Если первый раз было победителей 6 человек, то в этом году их стало 36. Эти интернет -олимпиады и конкурсы сплачивают ребят.

С 2015 г Фоксфорд организует дистанционные олимпиады по предметам по сезонам. За год проходим 3 сезона. У каждого ученика есть свой кабинет. По результатам олимпиады здесь выкладываются результаты олимпиады. Я, как учитель, могу следить как решают олимпиады учащиеся, что не получается.

Статистика участия в дистанционной олимпиаде «Фоксфорд»

Учебный год

Принимали участие

победители

призеры

2015-2016 уч.год

98

6

92

2016-2017 уч.год

99

4

95

2017-2018 уч.год

112

5

107


Мои воспитанники 7б класса в 2016-2017 учебном году участвовали в областном конкурсе «Лучший ученический класс» и победили, благодаря дистанционным олимпиадам и конкурсам.

Но для этого в течение учебного года мне пришлось перевернуть весь интернет, потому что детям хотелось участвовать и в других конкурсах. В центре развития мышления и интеллекта учащиеся выполняли Всероссийские дистанционные школьные олимпиады « Вот-задачка». Победителями и призерами стали 41 ученик.

И впервые мы стали активно участвовать в олимпиадах и конкурсах при Центре дополнительного образования «СНЕЙЛ» . Большакова Надя стала призером Международной олимпиады по математике и получила приз - электронную книгу. Это было необычно. 8 учащихся стали призерами Международного конкурса-игры по математике «Слон» и были награждены ценными подарками. Хочется сказать огромные слова благодарности организаторам этого проекта, за творческий подход и четкую организацию.

Благодаря такой работе в моей практике наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении внеклассных мероприятий по предмету, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности .

В итоге хочется сказать, для того, чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу.

Литература

Данная публикация представлена на основе личного опыта работы с одарёнными детьми, без использования дополнительной литературы.

ТАЛАНТЫ ТРУДНО РАСПОЗНАТЬ,
НЕ ВСЯКИЙ МОЖЕТ В НИХ ПОВЕРИТЬ.
ТАЛАНТЫ НАДО ВОСПИТАТЬ,
ИХ НАДО РАЗВИВАТЬ, В НИХ ВЕРИТЬ.
ПРОСТУЮ ИСТИНУ ПРИЗНАТЬ
СУМЕЕТ ВСЯКИЙ... КТО ПОНЯТЛИВ:
ТАЛАНТЫ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ
УЧИТЕЛЬ, ЕСЛИ САМ ТАЛАНТЛИВ.

Интернет-ресурсы.

  1. http://foxford.ru/

  2. http://metaschool.ru/