Министерство образования и науки Российской Федерации
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
« Дом детского творчества города Байкальска »
Выступление на методическом совете по теме: «Использование информационных технологий в современном образовательном процессе».
Подготовил педагог
дополнительного образования
Орлова Тамара Геннадьевна
Байкальск 2016
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» К.Д.Ушинский
ИКТ как средство повышения уровня преподавания и обучения, повышения профессионального мастерства педагога.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью в обучение. Многие проблемы современного образования (рост профессионального уровня, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Информатизация стала одним из приоритетных направлений развития образования.
Информационно-коммуникационные технологии как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ
То есть педагоги при помощи информационных технологий должны уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Владение информационными и коммуникационными технологиями
преподавателями является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Использование ИКТ - это повышения эффективности в образовательном процессе
Мой педагогический опыт заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Цель моей работы – включить воспитанников в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих способностей
Предмет исследования – ИКТ как средство развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
Гипотеза – если для развития творческих способностей в театрализованной деятельности использовать ИКТ, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.
Для решения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1.Развивать творческие способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ.
2.Последовательно знакомить детей с видами театров, используя средства ИКТ.
3.Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). С помощью ИКТ помогать в создании выразительных средств.
4. Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
5.Развивать пластическую выразительность, мимику, жесты.
6.Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки). 7.Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Здесь опять на помощь могут прийти информационно-коммуникационные технологии.
В содержание театрализованной деятельности с использованием информационно – коммуникативной технологии включаю: * Просмотр кукольных спектаклей ( как своих так и чужих постановок) и беседы по ним (обсуждали с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли) .
* Игры – драматизации.
* Упражнения для социально - эмоционального развития детей.
* Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
* Упражнения на развитие детской пластики.
* пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения.
* Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы.
* Театральные этюды.
* Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
* Поиск музыкальных треков, композиций для подготовки музыкально – шумовой партитуры
* Поиск пьес, костюмов , декораций, шаблонов кукол, бутафории.
* Знакомство с новыми театральными открытиями новыми приёмами в работе над спектаклем.
* Критическое мышление, самостоятельно – поисковая работа.
* Презентация: тема «Знакомство с театром», «Виды театральных кукол»
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта
Таким образом, владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Применение средств информационных технологий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности: Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИТ отводится выбору предметно-развивающей среды.
• Облегчает понимание и восприятие материала детьми.
• Дает возможность более наглядно и эмоционально преподносить новый материал, закреплять уже пройденный.
• Сокращает время на объяснение нового материала.
• Развивает активность и самостоятельность детей.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.
Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что проблема на этом не исчерпывается. Перспективой дальнейшей работы для меня является разработка новых вариантов использования ИКТ в театрализованной деятельности с детьми
Деятельность с применением ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Средствами информационно - коммуникационных технологий можно активизировать работа по развитию в театрализованной деятельности .
Она обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Но ее использование должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.