СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор педагогических технологий в начальной школе

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе»»

Методический семинар на тему «Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

«…Учитель – профессия дальнего действия, самая лучшая на Земле…» Эти строки Роберта Рождественского определяют моё понимание себя, как педагога.

29 лет назад я пришла работать в Ургалинскую школу с твердым намерением стать не просто учителем, а мастером своего дела. Я всегда была уверена в том, что моё место здесь - в родном селе, в родной школе. Годы учебы в институте придали уверенности в правильном выборе профессии. О многом мечталось и многого хотелось добиться. Первое сентября… Цветы, улыбки, весёлый гомон первоклашек. А вот уже заливается последний звонок. Под звуки школьного вальса покидают школу такие родные и совсем взрослые ребята, твои вчерашние ученики. А между двумя звонками неугомонная школьная жизнь: уроки и праздники, педсоветы и конференции, беседы и экскурсии. И постоянный поиск новых идей, методов, приемов. Победы сменялись неудачами, взлеты – падениями. Но, как сказал Эмиль Золя: «Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается» Изменилась жизнь, другими стали дети, а это значит, что приёмы и методы нашей работы требуют обновления. Это не означает отказ от традиций и опыта прошлых лет, напротив, объединив бесценный опыт традиционной школы и требования нового времени, теперь приоритетом становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Сегодня достичь этих целей возможно, лишь применяя инновационные технологии и методики, без которых уже трудно представить современный урок. Я, как большинство учителей нашей школы на практике имела возможность убедиться в том, что на разных этапах эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём мною отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям. Что же помогает мне сделать процесс обучения в условиях новых стандартов продуктивным и творческим?

Метод проектов

Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала. Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин. Метод проектов используется мною, начиная с 1 класса. На уроке «Окружающий мир» дети работают над созданием проектов «Будь природе другом!», «Зимний лес полон чудес». На уроке «Технологии» увлечены проектом «Аквариум» и «Русские народные сказки»

Информационные технологии

Развитие учащихся в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и понятным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. На уроках и внеклассных мероприятиях я активно использую возможности мультимедийного проектора, интерактивной доски и различных электронных пособий, которые дают уникальные возможности каждому из участников учебного процесса. На этапе актуализации знаний и закрепления изученного применяю электронные приложения и учебники, которые в интерактивном режиме позволяют оценить уровень пройденного материала, а также служат отличным наглядным пособием при изучении нового. Информационные технологии позволяют учителю широко использовать Интернет-ресурсы. Интернет стал для меня незаменимым источником новой информации. Неоценимую помощь оказывают на уроке аудиозаписи литературных и музыкальных произведений, которые в недалеком прошлом были малодоступны, а также видеофрагменты и презентации. Другим моим помощником выступает интерактивная доска. Благодаря использованию интерактивной доски экономится масса времени на уроке. Во время выполнения заданий удобно вносить маркером дополнения, пояснения и записи прямо на слайде. Имея доступ к сети Интернет стало возможным участвовать в дистанционных конкурсах, викторинах и он-лайн тестированиях, не выходя из класса.

Здоровьесберегающие технологии

Проблема сохранения здоровья школьников актуальна во все времена. Поэтому большое значение в учебном процессе я придаю здоровьесберегающим технологиям. Учебный день маленьких школьников насыщен умственными, физическими и эмоциональными перегрузками. Использование оздоровительных физминуток позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, что способствует укреплению здоровья учащихся. На уроках чтения и письма использую методику зрительно-координационных упражнений и «пальчиковую гимнастику», которая с первых дней полюбилась ученикам. Формирование потребности в здоровом образе жизни осуществляется мною и во внеурочной деятельности.

Игровые технологии.

В современной школе возникает потребность в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения, позволяющих сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, направленную на творческий поиск, но и будничные шаги в изучении учебных предметов. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, ведь игра - это естественная форма обучения для ребёнка, часть его жизненного опыта. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Успешно применять данную технологию мне помогает и сама программа образовательной системы «Школа России», которая включает в себя разнообразный игровой материал. На уроках я использую анаграммы, математические эстафеты, кроссворды, ребусы, загадки и другие элементы игровых технологий. Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии в начальных классах. Ведь детство – это время игры.

Технология групповой работы

Суть групповой работы заключена в словах Льва Семёновича Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю технологию групповой работы на уроке

В первые недели обучения основное внимание я уделяю развитию умения вступать в коммуникацию, желания совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Работа в группах привлекает младших школьников. И хотя первый опыт её организации был для меня не совсем удачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно), но я продолжаю работу в этом направлении. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что именно эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Я работаю по УМК «Школа России». Авторами учебников данного комплекта предусмотрено использование на уроках работы в парах, что я успешно использую с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству.

На первых порах - это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться и общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся, как соглашаться, возражать, помогать, просить о помощи, внимательно выслушивать ответ, потому что потом будет нужно исправлять, дополнять и оценивать работу соседа.

Работу в парах можно организовать на любом этапе урока, формируя при этом навык взаимопроверки, тренировки в устном счете, обсуждения вопросов по теме. В процессе урока дети выполняют задания для парной работы, продуманные авторами учебников.

Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму и доводить начатое до конца. Как правило, детям такая работа очень нравится. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. А так как присутствует элемент соревнования и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

Учащиеся совместно с учителем вырабатывают простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. (На слайде показаны примерные правила совместной работы)

В своей практике я использую те виды групповой работы, которые можно организовать на уроках в начальной школе.

  • Работа в парах.

  • «Мозговой штурм»

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

У каждого из них есть свои преимущества. Главное – подобрать группам задания таким образом, чтобы они были интересными, доступными детям по уровню сложности, предоставляли им возможность для активного использования имеющихся знаний. А это требует от учителя тщательной подготовки и кропотливой работы.

Мозговой штурм.

• Используется для генерации идей.

• Соблюдается жесткий регламент.

• Распределяются роли внутри группы.

• После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Игра основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Прием «Зигзаг»

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания

Советы учителю.

• нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

• следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

• групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

• нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;

• нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Результатами моей работы с использованием перечисленных технологий считаю: высокие результаты обученности и качества знаний учащихся, готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, использовать средства речи для получения и передачи информации, осуществлять контроль и оценку своей деятельности, решать учебную задачу творчески, умение проявлять самостоятельность и инициативу, участвовать в диалоге и обоснованное желание учиться.

..Вы знаете,
Мне по–прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда–нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нём будет мудрость талантливо–дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.

Благодарю за внимание!















Инновации в образовании

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Основные направления инновационной деятельности

Основные направления инновационной деятельности:

1.Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2.Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием соответствующих технологий.

3.Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

4.Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

5.Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.

Портфолио

В этом учебном году мы с первоклассниками начинаем ещё одну технологию. Это технология работы с портфолио. Портфолио или «Дневник моего роста» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Оно помогает решать такие педагогические задачи, как формирование учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Разделы портфолио:

  1. портрет (содержит всю информацию о хозяине портфолио;

  2. возможные рубрики: «Автобиография», «Я глазами своих друзей», «Мои открытия», «Мои жизненные планы», «Друзья»),

  3. коллектор (это копилка разнообразных материалов; учащийся собирает материал, интересный для него, но не знает, где возможно его применение; содержит информацию из любых источников),

  4. рабочие материалы (сообщения по предметам, проекты и т.д.), достижения (это то, чем учащийся может гордиться; рубрики: «Участие в общественной жизни», «Грамоты, дипломы» и т.п.).

Результат использования

Результат использования инновационных педагогических технологий:

  • качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей ;

  • развитие познавательных интересов и творческой активности;

  • повышение уверенности в собственных силах;

  • развитие исследовательских способностей;

  • развитие «чувства локтя», коммуникабельности;

  • обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;

  • развитие умения мыслить абстрактно;

  • повышение умения адекватно оценивать себя;

  • усиление мотивации на успешную учебную деятельность.


 

Плюсы группового обучения:

  • психологический комфорт в общении;

  • воспитательное значение;

  • создание творческого характера мышления в работе;

  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;

  • возможность добывать знания самостоятельно;

  • момент игры;

  • возможность открыто помогать друг другу;

  • учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;

  • отсутствуют дисциплинарные нарушения;

  • учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

Групповая технология даёт:

  • каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера

  • возможность самоутвердиться

  • даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!