Искусство и мастерство обучения и воспитания
заключается в том, чтобы раскрывать силы
и возможности каждого ребёнка,
дать ему радость успеха в умственном труде
В. Сухомлинский
Использование инновационных приемов как способа развития критического мышления на уроках математики
Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения
Поиск новых или усовершенствование концепций, принципов, подходов к образованию
Целенаправленное формирование образовательной среды, которая дает возможность использовать современные педагогические технологии
Существенные изменения в содержании, формах, методах обучения, воспитания управленния учебно-воспитательным процессом в условиях ФГОС
Новизна опыта
Разработки дидактического материала с использованием ТРМК
Комбинации известных методик и приемов, направленных на развитие критического мышления и, как следствие, познавательного интереса
Ученик – субъект
деятельности учения
ТРКМ –
средство обучения
Учитель – субъект
деятельности обучения
Актуальность
СТРУКТУРА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Анализ
Продуцирование новых идей
Синтез
Умение работать с понятиями и суждениями
Взвешенность
Критическое мышление
Осмысление ранее приобретённого опыта
Логичность
Навыки рефлексии
Целенаправленность
Методические приемы
Проекты
Дискуссии
Игры
Групповая и парная работа
Три обязательные стадии работы: вызов осмысление рефлексия.
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. предлагаю ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который часто использую на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?"
Игра «верю и не верю» Вопрос «+» – верю, «-» – не верю 1 Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2 Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3 Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? 4 Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? 5 Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? 6 Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
- На этом этапе мы вместе или с помощью своих товарищей отвечают на вопросы, которые поставили перед собой на первой стадии.
- Предлагаю работу с текстом:
- прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе),
- заполнение таблицу
- прочитать с пометками текст (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”)
Можно ли измерить окружность? С помощью какого прибора? Как это можно сделать?
Создание проблемной ситуации
“ V”-знаю
“ +” – новое
“ -” –думал иначе
“ ?”- вопросы
Заполнение таблицы «Инсерт»
3 этап - "Рефлексия" (размышление ).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме.
На этой стадии предлагаю опорный конспект в тетради учащегося.
Кроме того, можем:
а) возвратиться к стадии вызова;
б) возвратиться к ключевым словам;
в) возвратиться к перевернутым логическим цепочкам;
г) возврат к кластерам;
д)составление синквейна.
Кластер
Прямоугольник.
Важный, прямой.
Решать, доказывать, находить.
Имеет равные диагонали.
Параллелограмм.
Синквейн
Вопросы на оценку: оценить, сравнить, кто прав, почему это самое главное
Вопросы
Блума
Технология
Минус –плюс-интересно
развития
критического
мышления
Толстые и тонкие
Кластер
Синквейн
Вопросы Блума
Кубик
Таблица «Инсерт»
«Пазл»
Спасибо за внимание!